Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Золотая маска» в Ульяновске: «Рассказы Шукшина» (Театр Наций) и «С любимыми не расставайтесь» (Московский ТЮЗ)

16 Сентября

В минувшие выходные завершилось значительное событие в театральной жизни нашего региона: был показан заключительный спектакль проекта «Золотая маска» в Ульяновске». Фестиваль привозит на родину Ленина постановки, завоевавшие высшую театральную награду страны, второй год подряд, на что организаторы идут крайне редко. Однако интерес ульяновской публики, полные залы и тот прием, который горожане оказывают приезжим артистам, стали весомым аргументом, благодаря которому «Золотая маска-2014» в Ульяновске все-таки состоялась.

На сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова было показано три спектакля: «Три сестры» А.Чехова в постановке Льва Додина (Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург), «Рассказы Шукшина» - дебют на российской сцене Алвиса Херманиса (Театр Наций, Москва) и «С любимыми не расставайтесь», сценическая версия Генриетты Яновской по произведениям А.Володина (Московский ТЮЗ).

Обращение латвийского режиссера Алвиса Херманиса к творчеству Василия Шукшина во многом оказалось уникальным опытом: рассказы прежде не появлялись на профессиональной сцене, был бережно сохранен практически весь прозаический текст, актерская группа, занятая в спектакле, на время отправилась в алтайскую деревню Сростки, чтобы во главе с режиссером-постановщиком погрузиться в быт далекой сибирской деревни и вынести оттуда на подмостки квинтэссенцию особой реальности, описанной Шукшиным.

Но в итоге Херманис добивается не документального, натуралистичного отображения деревенской жизни, а, напротив, максимально абстрактного и общечеловеческого звучания шукшинской прозы. Лишив сценическое оформление ожидаемых примет быта, он оставляет лишь лавку, на которой происходят и шумные застолья, и задушевные разговоры, и трогательные встречи, и трагические расставания. Фоном для пестрого действия становятся яркие портретные фотографии жителей села Сростки на огромных баннерах, меняющихся после каждого рассказа — в финале артисты кланяются им, как полноправным участникам спектакля. Мастерство перевоплощения, точность в создании характеров, которое показали звезды отечественной театральной сцены Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, поражают зрительское воображение. К актерской технике высочайшего класса примешивается искренняя человеческая симпатия к тем людям, которые стали прообразами для шукшинских рассказов.

Закрыл «золотомасочный» марафон в Ульяновске спектакль Московского ТЮЗа в постановке Генриетты Яновской - «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А. Володина.

Эта постановка названа «сценической версией театра» — в текст известной володинской пьесы органично вплетены другие его произведения. Однако секрет спектакля не столько в талантливой компиляции текстов, сколько в равноценности и неразрывной связи всех компонентов действия: актерской игры, сюжета, тщательно выстроенного Яновской, музыки, с которой артисты взаимодействуют точно и подробно, как с партнером по сцене, и сценического оформления, не без оснований названного в программке «пространством Сергея Бархина».

Значительная часть смыслов заключена именно в элементах созданного на сцене авторского пространства. Обманчиво мягкая зеленая трава целиком укрывает стену, переходящую в наклонный помост, на этой «псевдолужайке» хаотично расставлены стулья, стол Судьи, телефонная будка, винтовая лестница, уходящая вверх под колосники, дверь в квартиру главных героев, каменный шар — то ли парковая скульптура, то ли декор набережной — ванна с водой. На стене — скамья и стул, на которых сидят девушки. Расщепленная на составные части, рассыпающаяся реальность. Речь пойдет о разводах, о расколах в семье и утраченной любви — и сценография мощно поддерживает мотив незащищенности, бездомности, уязвимости одинокого человека. Улица свободно вторгается в жилище Лавровых потоком людей с зонтиками, Судья наблюдает за их семейными ссорами, в их неуютном доме отсутствуют стены, зато есть дверь, как отчаянный поиск выхода. Выхода очевидного — уйти из дома, или крайнего — уйти из реальности, сойти с ума (в финале героиня выйдет в раскрытую уэллсовскую Дверь в стене).

Перед Судьей (пронзительный образ создала Виктория Верберг) вереницей тянутся семейные драмы, и она по долгу службы спрашивает о причинах разрыва, детях и попытках примирения. За равнодушно-насмешливой на первый взгляд интонацией кроется ее личная неустроенность и упущенное счастье: сочетание этих противоположных тональностей завораживает зрителя. Столь же сильно воздействует на зал еще одна героиня, выведенная на сцену режиссером, — гоголевская Агафья Тихоновна (Оксана Лагутина), невеста, от которой жених сбежал в окошко. Как городская сумасшедшая, живет она на сцене и обращается к окружающим с одним и тем же вопросом: «Всем вам, наверное, известна пьеса для театра «Женитьба», сочинение господина Гоголя?» Одна за другой ее нехитрой истории начинают внимать несчастные женщины — будто заглядывают в лицо собственному безумию, страху остаться в одиночестве. Многоголосой мольбой о любви и счастье звучит финальный рефрен: «Скучаю по тебе!» — признание и отчаянный призыв, пробирающий, как озноб. «Не расставайтесь — с любимыми», - вслед за автором пьесы обращается к зрителю режиссер, не давая в спектакле однозначных ответов, но заклиная беречь любовь.