Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ВОЛЖСКИЙ ДОГВИЛЛЬ

14 Мая

Спектакли Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова оценили театральные критики. Гостям представили новейшие постановки: «Бесприданница» и «Сирано де Бержерак».

Театральные критики, которые в минувшие выходные побывали в Ульяновске, уже знакомы с ульяновской труппой. В прошлом году эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Тихоновец обсуждала с артистами постановку по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Позднее жюри «Золотой маски» отметило ульяновский спектакль как одно из самых заметных театральных событий России. Организатор ряда театральных проектов (фестивалей и лабораторий), член жюри «Золотой маски» Олег Лоевский дал мощный старт 232-му театральному сезону в Ульяновске режиссерской лабораторией, благодаря которой город познакомился с четырьмя самобытными режиссерами.

Недавняя премьера, отданная на суд критикам, родилась как раз из лабораторного эскиза. Свою версию пьесы Островского «Бесприданница» представил режиссер Владимир Золотарь. Перенесенный в современные декорации, спектакль остается верен ходу мысли драматурга, но при этом откликается на проблемы сегодняшнего дня.

«Впервые поняла, что это очень мужская история, - написала о «Бесприданнице» на странице в социальной сети Татьяна Тихоновец, - У Золотаря она получилась жесткой, современной. Захватывающе интересной. Просто какие-то архетипы русских мужчин. Вечные и сегодняшние. Глаз не оторвать от Кнурова-Виктора Чукина. Властного, спокойного, притягательного, при этом неподвижно сидящего в инвалидной коляске. Суетливого, мелковатого Вожеватова отлично играет Юрий Гогонин, Максим Копылов – легкий, циничный Паратов. Открыла для себя Анну Дулебову – Ларису, угловатую, нервную, живущую в наушниках, заполненных Земфирой, и Максима Варламова – Карандышева, уязвленного, страдающего, жалкого. И Робинзон – Алексей Вольный – это театральная радость!.. Всех поздравляю!»

Владимир Золотарь – постоянный участник режиссерских лабораторий под руководством Олега Лоевского, называет себя его учеником. Для Олега Семеновича разбирать спектакль приглашенного им режиссера – двойная ответственность. Нередки случаи, когда энергия эскиза не передается спектаклю, и все талантливое, что рождалось в экстремальных условиях, в интуитивном поиске, утрачивается безвозвратно. Во время лаборатории эскиз «Бесприданницы» стал негласным лидером и потому был принят к постановке в первую очередь. Подробный разбор и длительный постановочный период спектаклю не повредили, напротив – он обрел новые акценты и глубину.

«<Это спектакль не> для тех, кто ожидает какого-то классического прочтения, - отметил на разборе спектакля Олег Лоевский, - Дело даже не в костюмах или перемене места жизни, а в классическом понимании ролевых моделей <...> Прежде всего, Лариса. Это не та воздушная, обаятельная страдалица, живущая на берегах широкой Волги. Это современный человек, который живет в мире фантазий, в мире некой субкультуры. <...> Она обречена. Потому что в какой-то момент человек, живущий в субкультуре, откроет глаза и увидит мир вокруг себя. Эту обреченность очень ненавязчиво, очень тонко, артистично актриса (Анна Дулебова – прим.ред.) проносит через роль. Она не из девятнацатого века. Все страдания, о которох говорится в пьесе, перенесены на современного человека, это люди, которых я вижу, знаю, чувствую. Лариса – стержень спектакля. Маленький шедевр – работа Виктора Чукина (роль Кнурова – прим.ред.). Он обаятелен, прекрасен, значителен изнутри… артист замечательно реагирует на то плебейство, которое царит вокруг него: не связывается с ним, не кипятится, не демонстрирует превосходство – а существует в своей внутренней значительности. Это редкий дар быть покойным на сцене... Очень важным эпиграфом – и в целом смыслово важным моментом спектакля – стала демонстрация на экране отрывков из культового фильма «Догвилль». Для всех человек – средство, ни для кого не цель – эта мысль в спектакле живет, она вписана в мир другого – волжского – «догвилля».

Критики обсудили с труппой и постановку спектакля Искандэра Сакаева «Сирано де Бержерак». Отметили прекрасно подобранную труппу, точки роста и перспективу развития театра.

«Приезд театральных критиков в театр – событие знаковое, - считает директор театра заслуженный работник культуры России Наталья Никонорова, -  Весь коллектив ждет вердикта гостей с волнением и трепетом. Пользу от подробного разбора спектаклей переоценить невозможно. Профессиональная критика – это кровеносная система театральной России: критик знакомит широкую публику с лучшими спектаклями, созданными в провинции. Если случаются открытия, помещает наши достижения в общую картину театральной жизни страны, налаживает обмен опытом, знаниями между самыми отдаленными регионами. Благодаря приезду критиков Татьяны Тихоновец и Елены Ковальской в прошлом году мы смогли громко заявить об одной из ведущих премьер – спектакле «Капитанская дочка», который вошел в лонг-лист «Золотой маски». Надеемся, профессиональная критика откроет нам новые пути к совершенствованию, обогатит наш репертуар новыми режиссерскими решениями, именами».

Для справки:

Татьяна Николаевна Тихоновец, театровед, театральный критик, Заслуженный работник культуры РФ. Доцент Пермского института искусств. Член комисии по критике Российского Союза театральных деятелей. Лауреат премии имени А. Свободина СТД России.Член экспертного совета фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска» по драме и куклам.

Печатается в газетах «Культура», «Экран и сцена», «Театральная Россия», «Танец», «Пермские новости», «Звезда», в журналах «Театральная жизнь», «Театр», «Советский балет», «Бизнес-матч», «Страстной бульвар», «Пермский пресс-центр». Обозреватель журнала «Театр.»

Председатель экспертного совета и член жюри фестиваля «Сибирский транзит». Член жюри региональных фестивалей в Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и других городах.

Олег Семенович Лоевский, театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского театра юного зрителя, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр». Лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского. Лауреат Международной Премии им. С.П. Дягилева. Член жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска». Театральный критик.

Является художественным руководителем и организатором Всероссийской творческой мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр», семинаров по современной европейской драматургии. Проекты «Режиссерские лаборатории Олега Лоевского» осуществлялись около шестидесяти раз по всей территории России и за рубежом. Известен также как киносценарист, драматург, автор пьес и инсценировок для театров России.

IMG_2440.JPG

JX8_15EW7so.jpg

BQlmY78IGFc.jpg

ccNHxixGZ5M.jpg

bAivPmjV9FI.jpg

zfn1wpQ2CJs.jpg

ldcPzPVY27I.jpg