В канун нового 2024 года свой 59 день рождения отметил заслуженный артист России Владимир Кустарников. Более трех десятилетий этот замечательный актер творил на ульяновской сцене.
Кустарников приехал в Ульяновск по приглашению народного артиста России, художественного руководителя театра Юрия Копылова. Успешно дебютировал в постановке «Ричард II » Шекспира. Сыграл царя Федора в «Монархах», Шлюка в «Ночной мистерии» Гауптмана, Ромео и Гамлета, Труффальдино и Мольера, и еще множество ролей в спектаклях классического и мирового репертуара.
И уже более двух лет любимец публики, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, заслуженный артист России Владимир Петрович Кустарников не выходит на театральные подмостки.
Болел, лечился, боролся с недугом, погубившим немало талантливых людей. Театр помог артисту оформить пенсию, коллеги поддерживали материально. Несколько раз Владимир Петрович появлялся в зрительном зале на премьерных спектаклях. Его сопровождала новая возлюбленная Кристина. Деньгами и продуктами отцу помогал сын Клим, неравнодушные соседи, приходили переводы от мамы Татьяны Михайловны.
Благодаря поддержке неравнодушных людей, друзей и близких, актер стал постепенно выбираться из бездны. И даже рассказал нам свою историю.
Но сначала – ПРЕДыстория.
В мае прошлого года в СМИ появилась информация о том, в каких условиях живёт известный актёр Владимир Кустарников.
Тревогу забили соседи, на глазах которых актер превращался в беспомощного человека. Они позвонили в 73online.ru. Публикация Дарьи Косариновой с фотографиями актера вызвала широкий резонанс.
В комментариях к материалу ульяновцы ПРЕДлагали актёру помощь. На собранные средства оплатили долги Кустарникова по коммунальным платежам. Руководство театра и представители социальной службы отправили актёра на лечение в Центральную клиническую медсанчасть. П ока он лежал в больнице, Кристина родила ему дочь Таисию. П осле лечения актер отправился в Железноводск, к маме.
В Железноводске проходил реабилитацию в санатории, встречался с многочисленными родственниками. Серьезную поддержку по оплате расходов на санаторное лечение оказал однокурсник Кустарникова, звезда российского театра и кино Евгений Миронов.
В начале июля актер вместе с мамой Татьяной Михайловной вернулся в Ульяновск. Начались хлопоты по ремонту квартиры, оформлению инвалидности и пр.
Во время нашего визита к Кустарникову в день его рождения накануне Нового года полугодовалая улыбчивая Таисия восседала на руках отца- именинника.
- Володя! Мы долго думали, чем тебя порадовать. Какой подарок ты хотел бы сегодня получить?
- Ой… Я хотел бы поправить здоровье и получить роль!
- А какую?
- Вы знаете, лучше меня вряд ли сегодня кто-то в театре может сыграть «кушать подано». Хотя бы «кушать подано». Мечтаю, мечтаю, действительно, очень хочу выйти, поиграть чего-нибудь. Вдруг я еще что-то умею… Сны о театре вижу постоянно. Я уже, наверное, жаловался: любимые книжные страницы и любимый экран уже ненавижу. Книжка-телевизор, книжка-телевизор, в окно посмотрел, опять – книжка-телевизор. Столько лет отдать театру, и столько получить…
- Давно был в театре?
- Давно. Звоню в театр, спрашиваю, что идет, хочу посмотреть. Но, то мама со мной вечером не идет, а одного не отпускает, то мне нехорошо, как в лодке – все плывет. Все время, как на волнах, устал.
- А память восстановилась?
- Так себе. С памятью в быту – проблемы. Куда положил – ничего не найду. Задай вопрос, где мы с мамой были, могу не вспомнить. Сколько мы были в Железноводске, когда… Потом вспоминаешь: ездили по трагическому случаю, два месяца назад двоюродный брат ушел из жизни, а сегодня провожают его мать, мою тетю. Мама умчалась прощаться с ней. А у нас в семье братья не делятся, родные, двоюродные, – все, как родные. Мы в Железноводске всегда жили одной большой семьей, старшие приглядывали за младшими, такая была дружная семья, прелестно.
- Расскажи про маму.
- Мама – человек героический. Вы представляете, восемьдесят один год! Приехать сюда, встретить здесь восемьдесят первый год своей жизни. Сесть со своим внуком, посадить рядом своего сына, поднять рюмочку за здоровье свое, сынуля-то непьющий. Она со мной обошла здесь всех врачей, все больнички. Город незнакомый, она уже его выучила весь. И ни секунды покоя. Порядок в доме, обед – все на ней. Мне с мамой повезло очень. Бросить все свои дела в Железноводске и примчать сидеть со мной. Материнский долг? Любовь? Кто-то, может быть, наплевал бы, а она все дела оставила и примчала. Там возилась со мной, теперь здесь.
- Мы знаем, что в самый трудный период тебе помогал Евгений Миронов?
- Женя помогал, с мамой моей он постоянно был на связи. И какие-то вопросы, помощь с лекарствами – мама все решала через него, Правда мне с ним тяжело было общаться: хвастаться, что я вполне зрелый овощ?
- Мы-то с Евгением Витальевичем общались тесно. Он все время звонил, беспокоился, искренне хотел помочь.
- Честно говоря, многие до сих пор интересуются: чем помочь? Ну чего мне людей напрягать? Потребностей у меня минимум... Вчера немного посидели: чистота, пивко безалкогольное, закусочки. Я пока опасаюсь алкоголя. Вот так-то. Такие ПРЕДлагаемые обстоятельства…Развалился в процессе эксплуатации. Но я настроен вылечиться!
- Вова, а с чего все начиналось?
- Когда лет двадцать или двадцать пять назад я первый раз попал в травматологию, мне говорили: только бы не болезнь Бехтерева. Через пятнадцать лет выяснилось, что у меня именно эта болезнь. Я-то думал, мало ли что, подхватил инфекцию, воспаление. И к этой мысли постепенно приучался. Меня не в один день скрутило. Я же вспоминаю, как много раз и с вашей помощью, и с помощью коллег возвращался на сцену. Безумно радовался, казалось – все, на поправку иду. Два года проходил – и опять на костылях. Алкоголь помогал не чувствовать боли. И проблемы казались не такими страшными. Наверное, это наложило отпечаток – и на голову, и на все дела. Бывали моменты в жизни, когда я насчет алкоголя был не воздержан. Сильно. Периодами. Алкоголь - вообще это беда, конечно. Поначалу, несколько лет, до третьей рюмки у меня были очень острое и точное восприятие действительности, точные оценки жизни – материала, с которым работал. Но потом мозги-то разрушаются... И уже идет неправильное восприятие: тебе что-то кажется открытием, а потом понимаешь, что это, извините, алкогольный бред. А это уже клиника. Под воздействием алкоголя и острота, и точность восприятия перестают работать.
- Что тебя стимулирует сейчас?
- Во-первых, я отец молодой, полгода дочери. супруге моей - двадцать один, я же должен, кажется, соответствовать. Я очень надеюсь, что я в маму и бабушку. Бабушка жила восемьдесят пять лет. Маме восемьдесят один. Она оббежала со мной и без меня по моим делам весь город, наизусть его знает, лучше, чем я. Так что я в материнских руках. Ну и мне надо же как-то, не лежать же баклажаном, и голову, и двигательный аппарат наладить, быть помощником, а не обузой. Нормальные человеческие дела. Кто-то, может, уже смирился с тем, что он вынужден лежать, а мне неохота. Во-вторых, звездные роли не все сыграны. Я читал мировой репертуар, там еще есть богатыри, мыслители… (смеется).
- Какие сыгранные тобой роли чаще вспоминаются?
- Все, начиная с «Ричарда II ». Вспоминаю очень много. И жалею, переживаю. Как что вспомнишь – Копылова нет. Где что видел, кто что писал, чему радовались мои знакомые, близкие, родственники… У Кристины полно записей моих спектаклей. Видимо, из интернета скачала, периодически смотрит. А я... гляжу, и сразу расстраиваюсь. Что когда-то что-то, мне казалось, мог, а сейчас…Такая штука – театр. Вышел, попробовал – и уже невозможно остановиться. Аплодисменты на поклоне – это, наверное, как алкоголику бутылка. Жизнью живешь не своей, себя проверяешь через роль. А роль – через себя. Поэтому на сцене и возникает нюанс, когда что-то из жизни может отразиться в роли. Тоскую, тоскую по театру, что говорить... Последнее время вспоминаю, как два спектакля отменили из-за того, что я не мог двигаться. Несколько лет назад. Один спектакль заменили, один отменили. Роль была какая-то, что не заменить. Грустные вещи вспоминаются больше, но пытаюсь радость найти в душе, в голове. Жить можно в любом состоянии.
- Расскажи, как вы встретились с Кристиной?
- Мы вместе четыре года. Познакомились, когда ей было семнадцать. Познакомила нас учительница, которая любит театр, и я был среди тех актеров, которые ей нравились. А потом как-то втянулись. Пошли встречи, свидания, какие-то заботы друг о друге. И в итоге спустя время мы оказались вместе, чему я очень и очень рад. Чтобы ее не расстраивать сильно, стараюсь быть джентльменом.
- Когда меня спрашивают о твоих бывших, говорю, что дружу со всеми женами Кустарникова. Я понимаю, когда история заканчивается, все заканчивается, но – сейчас ты общаешься с кем-нибудь из них?
- Мало. Порадоваться: «Здравствуй! Привет!» – я могу, но все равно я же товарищ проблемный. Начнешь своими проблемами делиться, зачем это нужно? Все хорошо. С Катериной (Екатерина Поздышева живет в Москве) иногда парой слов перебросимся. Юльку (Юлия Рассолова живет в Санкт-Петербурге) вообще не напрягаю, хотя, конечно, скучаю. Хочется узнать, чем она живет. Не поверите, полчаса назад с дочерью разговаривал по телефону, с Соней. Она и со мной поболтала, с днем рождения поздравила, и с Кристиной, потому что они с Кристиной подружки. Авось все наладится.
- Мне нравится твой позитивный настрой.
- А какой еще? В моем положении другого не остается. Я в интернете нашел, что есть фестиваль, в котором участвуют актеры-инвалиды. Читал и поражался, что людям дают такую возможность. Вот я, который все мог, в узлы завязывался, на шестые этажи лазил, в любую форточку, – я читал и думал: надо же! Откуда я знал, что дойду до момента, когда буду мечтать о таком фестивале? Когда я был здоров, читал о них и был рад за этих совершенно незнакомых людей, был благодарен тем, кто это придумал и делает.
- А как бы ты назвал такой фестиваль, если бы он был в Ульяновске?
- Ой. Надо какое-то название, чтобы ничто и никого не обижало. Когда я играл в «Калеке с острова Инишмаан», я уже не помню, изображал хромоту или уже ходил на костылях. Но у зрителя должно быть полное впечатление, что это актер играет. Что это – специфика роли, виртуозная актерская игра.
- Ты же когда-то был репетитором у ребят, которые хотели поступать в театральный. Не хочешь этим заняться?
- Пытался, пробовал. Но я нетерпелив, у меня усидчивости, к сожалению, не хватает. Да, готовил к поступлению, и ребята и девочки поступали даже в Москву. Кто-то сейчас в профессии, кто-то нет. Иногда они приезжают в Ульяновск, к родне, редко, но мы встречаемся с теми, кого я готовил к поступлению десять лет назад, пятнадцать. Я помню, что это началось случайно. Я кому-то помог не как мастер подготовки, а случайно. И потом из года в год – потянулись люди, уже ко мне целенаправленно шли.
- Знаю, что Борис Владимирович Александров хотел, чтобы ты преподавал на кафедре актерского мастерства в УлГУ.
- Я отказывался, опасался, что, как педагог, начну навязывать свое, а не вытаскивать из человека – человека. Боялся, что это будет двадцать восемь Кустарниковых на курсе. А это не есть хорошо. У меня же мое представление о вещах, а человек в семнадцать лет имеет уже свое собственное. Но это всегда интересно. Я рад, что люди хотят в эту профессию, и многие до сих пор в ней, и у многих что-то получается.
- У тебя ведь юбилей в следующем году?
- В следующем году. Да. Шестьдесят. Ивана Царевича я уже не потяну, но лягушкой на болоте сидеть могу. Так что берем сказку на следующий новый год!
- Вовочка, спасибо.
- Нет, это я благодарю вас.
Наталья Никонорова
Выражаем признательность всем, кто оказал поддержку актеру в тяжелой жизненной ситуации, в том числе:
Дмитрий Аксенов
Лидия Андреева
Наталья Бекешко
Дарья Варганова
Геннадий Журавлев
Александр Лебедев
Владимир Кашкаров
Валентина Кильдюшева
Наталья Климова
Дарья Косаринова
Евгений Миронов
Евгения Сидорова
Тамара Чечеватова
Андрей Шувалов
Коллективам Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова и Ульяновского театра-студии Enfant - Terrible.
*Предлагаемые обстоятельства — обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки.