Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ЛЮБИМОМУ ТЕАТРУ ПОСВЯЩАЕТСЯ. НАЧАЛО. КЛАРА И ЖОРЕС

18 Марта 2011

 ЛЮБИМОМУ ТЕАТРУ ПОСВЯЩАЕТСЯ. НАЧАЛО. КЛАРА И ЖОРЕС

16 марта в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова стартовала праздничная юбилейная программа, посвященная 225-летию симбирской драмы. В этот день на основной сцене театра поклонников своего таланта принимала народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Клара Шадько.

Ее творческий вечер «Роль, цена которой – жизнь» начался со сцены из спектакля «Обрыв» по одноименному роману Ивана Гончарова. Кстати, за роль бабушки Бережковой в этом спектакле ровно десять лет назад Кларина Ивановна получила Госпремию в Кремле из рук тогдашнего президента страны Владимира Путина. «Пока шла за наградой к Владимиру Владимировичу, вся моя жизнь перед глазами как в кино пролетела», – вспомнила о своем тогдашнем волнении Шадько. Также были сыграны отрывки из еще двух лучших спектаклей последнего времени с участием актрисы – «Блажь» и «Я, бабушка, Илико и Илларион». Затем она блестяще прочла два отрывка из повести Валентина Распутина «Последний срок», в спектакле по которому когда-то сыграла главную роль матери. На сцену выходили любимые партнеры Кларины Ивановны по театру и ученики – студенты актерского отделения факультета культуры и искусства ульяновского госуниверситета. Были и записки с вопросами из зрительного зала. Зрители поинтересовались, есть ли роль, которую Шадько еще не сыграла, но очень хотела бы сыграть. «Хочу играть все и много», – ответила Кларина Ивановна. Зная о ее любви к усатым-полосатым одна из зрительниц пожелала узнать, с какой кошкой себя ассоциирует актриса. Выяснилось, что с разноцветной Мордасей: была у Шадько такая – «черепашьего окраса». Мордася и Клара настолько слились, что, по словам примы симбирской драмы, «она стала мною, а я – ей». Самый короткий вопрос задал актрисе зритель по имени Алексей (написал он его за неимением иной бумаги на обороте талончика к стоматологу): «Возьмете учеником?» «С удовольствием!» – парировала Шадько. Также в записках присылали и дружеские эпиграммы на любимую артистку. Например, такую:

Актрисе по имени Клара

Вовсе не нужно пиара.

Каждый узнает легко

Любимую Клару Шадько.

Две из них, судя по подписям, оказались коллективным творчеством – от областного министерства здравоохранения и от управления образования мэрии Ульяновска. Кстати, представительница городской власти Ольга Уточкина прямо на сцене преподнесла Кларине Ивановне от главы города Александра Пинкова симпатичную и элегантную корзину из живых цветов. Порадовала «виновницу торжества» и зрителей эпиграмма от представительницы областного Совета ветеранов Любови Злыдневой:

Симпатичная Кларина

Так стройна, как балерина!

И желает всем при том,

Брать с нее пример во всем!

На следующий день, 17 марта на малой сцене «Постскриптум» ульяновские театралы встречались с известным писателем и краеведом, почетным гражданином Ульяновской области Жоресом Трофимовым. Среди множества книг-изысканий Жореса Александровича, общий тираж которых давно перевалил за два миллиона экземпляров, есть две, непосредственно связанные с нашим театром и его юбилеем. В одной – «Страницы истории театра Симбирска-Ульяновска» – краевед и определил ту дату, с которой мы и ведем рождение театра, отмечая сегодня его 225-летие. Вторая, написанная совсем недавно, посвящена творчеству прославленного симбирского актера прошлого Василия Андреева-Бурлака. Многое из рассказанного на этой встрече Трофимовым прозвучало для собравшихся впервые. Например, информация о том, что Гончаров имел к санкт-петербургскому театру самое непосредственное отношение. Писатель-симбирянин входил в комиссию, формировавшую, как бы сейчас сказали, репертуарную политику столичных театров. Или рассказ о том, как Андреев-Бурлак, оказавшись в Симбирске без жилья, три месяца квартировал в апартаментах отданных актеру безвозмездно уехавшим за границу на воды известным писателем-сатириком Минаевым. Настоящей сенсацией прозвучало еще одно открытие краеведа. За полтора года до своей смерти 30 ноября 1886 года Василий Николаевич прочел в Одессе публичную лекцию о драматическом искусстве для своих коллег «Актер и сцена». Трофимову удалось обнаружить в архивах чудом сохранившуюся стенограмму той лекции и обнаружил, что большинство ее положений без малого 30 лет спустя вошли в основу и стали главными постулатами знаменитой театральной системы Константина Сергеевича Станиславского. Жорес Александрович признался, что считает себя театралом. Он дружил с ведущей актрисой ульяновского театра Лией Радиной. До сих пор пристально следит за тем, что происходит в стенах театра. Несколько лет ратовал за присвоение театру имени Андреева-Бурлака. «Сейчас, к сожалению, у меня столько работы над новыми книгами, и часто ходить в театр не могу, – признался краевед. – А так хочется, сидя в зрительном зале, снова ощутить себя частью такого великого явления как Симбирский-Ульяновский театр…»