МАСТЕР И ЕГО ТЕАТР
Гастроли московского театра имени Станиславского стали своеобразным «мостиком», перекинутым от торжеств, посвященных 225-летию Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова, к фестивалю «Лицедей-2011». Гастрольный тур москвичей включил в себя комедию «Бабьи сплетни», мелодраму «Любовь и карты» и фарс «Авария». Представлять спектакли в Ульяновск приехал лично художественный руководитель театра Станиславского, киноактер и театральный режиссер Александр Галибин, известный по фильмам «Трактир на Пятницкой», «Романовы. Венценосная семья», «Мастер и Маргарита», «Консервы» и другим.
Гастрольно-репертуарную политику своего театра, основанную на «легком» жанре Александр Владимирович объяснил следующим образом:
- Мы не привезли серьезных постановок, потому что хотели, чтобы у зрителя осталось ощущение настоящего праздника и приятного послевкусия, как от хорошего вина.
«Бабьи сплетни» – яркая, костюмная комедия выдающегося итальянца Карло Гольдони с интересной и сразу запоминающейся сценографией. «Любовь и карты – лирическая мелодрама блистательного классика русской драматургии Александра Островского, без пьес которого, по мнению Галибина, «вообще невозможно представить себе современный российский театр». И, наконец, интерактивный трагифарс Фридриха Дюрренматта «Авария», в котором актеры сумели задействовать и своих находящихся в зале ульяновских коллег, и студентов факультета культуры и искусства УлГУ, и простых зрителей.
- Никто и никогда не отменит классический театр, и классическую режиссуру – продолжает Александр Владимирович. – Таков главный художественный принцип – мой и нашего театра. Я не случайно завершил ульяновские гастроли спектаклем «Любовь и карты» Островского, чтобы было понятно – та «разность», в которой я работаю и в которой я веду театр, имеет право на существование. И мне кажется абсолютно правильным, что «Авария» – спектакль абсолютно психологический, но с элементами особой драматургии, которую принес в ХХ век Дюрренматт.
Эти гастроли для московского театра – действительно радость.
- Артисты и режиссеры за последние 20 лет стали забывать о том, что это такое – работать на чужой сцене, – объяснил Галибин. – Даже в Москве театры разобщены. Хотя сейчас наблюдается тенденция к возвращению малых форм гастролей, что, к сожалению, на государственном уровне не во всех театральных коллективах страны поддерживается. И если режиссеры еще как-то, в довольно узком «коридоре», ездят по стране, то актеры практически лишены этой возможности.
Гости рассказали, что уже в первый день почувствовали себя в драмтеатре как дома. Особенно уютно – в старой части здания. Лестница здесь напомнила москвичам лестницу столичного главпочтамта. Теперь исполнитель роли Мастера в известной экранизации булгаковского романа от Владимира Бортко и его труппа надеются на полновесное продолжение гастролей. Им еще есть, что показать ульяновской публике. В репертуаре театра и Булгаков, и Гоголь, и Шекспир, и Гофман. С недавних пор появился даже спектакль «Не верю!». Это необычная инсценировка считающейся учебником актера книги «Моя жизнь в искусстве», человека, чье имя носит театр.
- У каждого театра есть своя «Чайка». Какой спектакль вы можете назвать знаковым, визитной карточкой вашего коллектива?
- В разное время были разные «Чайки». Это и «Взрослая дочь молодого человека», и «Васса Железнова», и «Продавец дождя». «Чайкой» в свое время, безусловно, были «Дни Турбиных» в постановке легендарного Михаила Яншина, где Лариосика играл молодой Евгений Леонов…