УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВИЛ НА ТАМБОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ «ГРУЗИНСКИЙ МИФ»
16 Мая 2011
УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВИЛ НА ТАМБОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ «ГРУЗИНСКИЙ МИФ»
Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова стал участником
V театрального фестиваля имени Н. Х. Рыбакова в Тамбове. Фестиваль посвящен памяти великого русского актера, 200-летний юбилей которого отмечается в 2011 году. Он отличается от прочих тем, что награды и премии на нем получают не театры и спектакли, а актеры. На самом первом фестивале пять лет назад ульяновцы играли в Тамбове комедию Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Тогда победителем в номинации «Актер России» стал ведущий актер симбирской драмы Борис Александров. Как первый лауреат, позже Борис Владимирович был приглашен в жюри Тамбовского театрального фестиваля. В этом году ульяновцы представили инсценировку повести Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». На номинацию «Актриса России» коллектив театра выдвинул исполнительницу роли Бабушки – народную артистку РФ Клару Шадько.
В конкурсной программе фестиваля приняли участие театры из Пензы. Калуги, Кирова, Ростова. Почетными гостями форума стали Малый театр России, Московский театр имени М.Н.Ермоловой Драматический театр имени М.Горького из Минска и Киевский театр драмы и комедии. Возглавлял жюри фестиваля актер Малого театра, народный артист России Виталий Коняев, в составе жюри: заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский, известные российские театральные критики: Константин Щербаков, Вера Максимова, Наталья Старосельская, Николай Жегин.
Пятница, 13-е. Десять часов в пути – и вот мы в Тамбове. Великолепная природа загородного гостиничного комплекса в сосновом лесу на берегу реки Цна. Здесь сразу же по приезду заслуженный артист России Владимир Кустарников, актеры Максим Копылов и Сергей Чиненов открыли купальный сезон. Благо, погода позволяла. А вечером на товарищеский ужин ульяновских коллег пригласили актеры Пензенского драматического театра им. Луначарского, которые в первый фестивальный день давали комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Больше других этой встрече обрадовались актеры Владимир Кустарников и Юрий Морозов. Ведь худрук пензенской драмы Сергей Казаков учился в Саратовской государственной консерватории в одно время с мастерами ульяновской сцены. На встрече ведущий актер пензенского театра (и по совместительству дед известного актера театра и кино Антона Макарского) Михаил Каплан обратился к ульяновским коллегам в напутствием, смысл которого сводился к следующему: очень хочется, чтобы, проработав в театре много лет, вы, наконец, смогли почувствовать себя настоящими актерами. В ответном слове Владимир Кустарников, который провозгласил трогательный тост за любовь и преданность родной сцене и за уважение к ее ветеранам. Кстати, Каплан – исполнитель роли Мамаева в пензенском спектакле – номинант на звание «Актер России» Тамбовского фестиваля.
На следующий день в фестивальной программе был заявлен наш спектакль. На протяжении двух с половиной часов в зрительном зале то и дело раздавались взрывы хохота и бурные аплодисменты. А в самые печальные и щемящие моменты зал замирал, с волнением следя за происходящим на сцене.
В день отъезда ульяновскую труппу ждал «разбор полетов» в исполнении строгого, но непредвзятого жюри.
- Ульяновский театр, – отметил во время критического разбора Валерий Подгородинский, – на протяжении тех 40-45 лет, что я слежу за творчеством этого коллектива, хранит очень высокий творческий уровень В течение нескольких десятилетий этим театром руководители настоящие мастера: Вера Ефремова, Юрий Копылов. Именно на сцене ульяновского театра вырос в безмерно талантливого и без преувеличения великого артиста России Борис Александров. Некоторые ульяновские актеры сегодня работают в московских театрах, но в столице они так и не поднялись до ролей того уровня, который был у них в Ульяновске. Я рад, что Ульяновский драматический театр – инициатор ряда фестивалей, в том числе блестящего форума «Герои Гончарова на современной сцене», где участвуют спектакли, в основе которых лежит великая русская литература. Что касается увиденного спектакля, несмотря на то, что повесть и инсценировка по ней написаны давным-давно, за счет ярких актерских индивидуальностей, которыми славен этот театр, за счет верного и мудрого режиссерского решения ульяновский спектакль сегодня смотрится современно.
Многие члены жюри проводили параллель нашего спектакля с постановкой, шедшим в БДТ Товстоногова, с великолепными Илико (Сергей Юрский) и Илларионом (Ефим Копелян) и даже более древней инсценировкой, сделанной еще при участии самого Думбадзе в Тбилисском театре имени К. Марджанишвили, в которой бабушку сыграла Сесилия Такаишвили. Говорили, что наш спектакль дорог им тем, что погружает в атмосферу старой Грузии времен СССР, Грузии, которую, по мнению критиков, мы потеряли.
Константин Щербаков:
- Я смотрел спектакль и думал, а была ли она – та Грузия, о которой идет речь у Думбадзе. Та Грузия, которую помню я, в которой мне доводилось бывать в советское время, и в которой я встречал бабушек, Илико и Илларионов, очень похожих на ульяновских героев. Аркадий Кац, народный артист двух бывших братских республик – Латвии и Украины – режиссер с прибалтийской ментальностью ставит грузинский спектакль. Все это напоминает мне о тех временах, когда подобные альянсы и сплавы были в порядке вещей. За погружение в воспоминания о тех славных временах ульяновскому театру большое спасибо! В спектакле потрясающий актерский ансамбль: Клара Шадько, Евгений Редюк, Михаил Петров, Максим Копылов и другие. Замечательные образы у Юрия Морозова, Алексея Дурова. А работа Владимира Кустарникова – это блестящий вставной номер. И главное, несмотря на весь искрометный и неповторимый юмор, это очень грустный и щемящий спектакль.
Наталья Старосельская:
- Во временя моей студенческой юности, с интересом изучая и взахлеб читая многонациональную советскую литературу, мы все равно не воспринимали ее как классику. И вдруг на спектакле Ульяновского драматического театра я ловлю себя на мысли, что смотрю эту историю как классический эпос. Стильная и уместная сценография в духе грузинских орнаментальных конструкций. Возможность фантазировать и выдумывать. Я, например, следя за сюжетом, надумала себе еще один готовый роман с лирическими любовными линиями бабушки и Илико, бабушки и Иллариона, Иллариона и Марты. Я очень люблю, когда цельный спектакль дает дополнительный простор для фантазии. Клара Шадько доходит в своей бабушке до королевских высот – такое у ее деревенской старушки временами потрясающее достоинство. Удивительно точная и профессиональная для эпизода работа у играющего Ромула молодого актера Виталия Злобина. Вообще каждый эпизод – шедевр. Будь то учитель химии (Юрий Морозов) иди два врача – сельский (Алексей Дуров) и городской (Владимир Кустарников). У каждого школьника, появляющегося на сцене на пять минут, свой четко выстроенный характер. Даже Антон Корнилов в крошечной роли мальчика, приносящего телеграмму, запоминается раз и навсегда. Все это признаки сильной труппы, где каждый актер талантливо дополняет и расцвечивает работу режиссера. А вместе они – прекрасный ансамбль. Играющего Зурико Максима Копылова на сцене увидела впервые. У меня принцип: не давать авансов. Но действительно зрелую и замечательную работу молодого актера, точно выстроенные отношения с партнерами не могу не отметить.
Вера Максимова:
- Всегда непросто говорить о плохом неталантливом спектакле, А о таком хорошем и талантливом, как тот, что показали ульяновцы, – легко, приятно и радостно. Оставив все свои знания театрального критика, я занималась на этом спектакле тем, чем и должен заниматься зритель: жила моя душа, откликаясь на работу актерских душ. И было понятно, что в этом спектакле замечательный режиссер Аркадий Кац присутствует во всем размахе своего таланта.
Николай Жегин:
- Первое: спектакль показал, что всем нам очень не хватает мифа о прежней Грузии, этаких идиллических картинок той Грузии, которую мы любим и хотим любить. Второе: главный герой спектакля – неповторимый грузинский юмор, ведь Нодар Думбадзе в каждой ситуации умеет находить смешное и парадоксальное. И, наконец, третье: кого бы не взяли в этом спектакле, каждый – индивидуальность, каждый играет законченный характер, даже если в активе у персонажа всего две-три реплики. Это дорогого стоит.
Виталий Коняев:
- Нет ощущения, что видишь на сцене актеров, говорящих по-грузински и смакующих этот акцент. Такое впечатление, что все – грузины. И заставить поверить в это – талант. Заметил, что после спектакля, зрители медленно покидали зал, не спешили в гардероб и на выход. Значит – спектакль заставляет думать, и главная цель искусства достигнута. Необыкновенное везение ульяновского театра, что у него есть Клара Шадько – актриса, равная по таланту, темпераменту, силе убеждения и интеллектуальному багажу таким великим актерам Малого театра, как Вера Пашенная или Михаил Царев…