«ВЯСЕЛЛЕ» ПОД ЗАНАВЕС КОНГРЕССА
27 сентября в Ульяновском драматическом театре им. И.А.Гончарова в рамках Международного культурного конгресса «Культура как ресурс модернизаци» Национальный академический театр имени Янки Купалы из Минска показали спектакль «Свадьба» («Вяселле») по одноименной комедии Антона Павловича Чехова. Этот известный уже далеко за пределами Белоруссии спектакльпоставлен одним из наиболее перспективных российских режиссеров Владимиром Панковым.
Изюминка спектакля в самом его так назывыаемом жанре, который мы определили как soundrama, – рассказывает приехавший в Ульяновск режиссер Владимир Панков. – На сцене все подчиняется звуку, и в партитуре спектакля разные стили и направления музыки. Тут все важно и как актеры текст произносят, и где они растягивают этот текст, и присутствие живого оркестра на сцене – он становится одним из главных действующих лиц. Важно, чтобы актер слышал музыку вокруг себя.
«Свадьбу» уже называют неординарным, удивляющим и успешным театральным проектом СНГ. С первой минуты зрителю ясно: это необычный Чехов и это необычная постановка. Современную трактовку классики даже описывать сложно: фарс, водевиль, мюзикл, драма – кажется, здесь всего понемногу. В яркой и нестандартной постановке задействована большая часть труппы.
По сюжету, московский жених приезжает к минской невесте в надежде на брак по расчету. Не понимая друг друга, они пытаются общаться через переводчика. Свадьба без любви превращается в столкновение нравов и взглядов на жизнь. Карнавал сатиры и калейдоскоп карикатурных образов у зрителя вызывают разные чувства. Во всей этой феерии есть что-то мейерхольдовское. И в то же время по-простому реалистичное.
Говорят, такого полярного на отзывы и активно обсуждаемого спектакля на постсоветском пространстве давно не было.
- Кто-то уходит из зала в самом начале спектакля, кто-то остается и завороженный сидит уже до конца, – делится Панков. – Я и сам был заворожен, когда приступил к работе над этим спектаклем. Ничего нового я в Чехова не принес, хотя мою работу и называют новаторской. Просто вступил в мучительный и радостный диалог с автором. А появилось в результате что-то новое или нет – решает зритель. Для меня главное, чтобы в зале не было равнодушных. А для этого таковых не должно быть на сцене. Чтобы этого не случилось, я не стал сублимировать свое режиссерское эго, а просто разглядел талант в актерах, развил его и доверился им.
И создатели спектакля не просчитались. Белорусское действо стало одним из ярчайших, наряду с показанным в тот же вечер триумфатором Венецианского кинобиенале фильмом Александра Сокурова «Фауст», событием Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации».