«ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АНЕКДОТЫ» СИМБИРСКОЙ ДРАМЫ
Художественный руководитель Ереванского ТЮЗа, председатель Союза театральных деятелей Армении Акоп Казанчян 10 января приступил в нашем театре к работе над спектаклем «Провинциальные анекдоты» по одноименной трагикомической дилогии Александра Вампилова.
Идея о сотрудничестве Акопа Казанчяна с симбирской драмой родилась осенью прошлого года, когда Ереванский ТЮЗ принимал участие в V Гончаровском театральном фестивале в Ульяновске со спектаклем «Нерон и Сенека» по пьесе Эдварда Радзинского. Тогда же режиссер посмотрел два ульяновских спектакля «Чувства» и «Горе от ума». Основываясь на личных впечатлениях (режиссер провел и серьезный типажный фотокастинг) и по совету художественного руководителя Ульяновского драматического Линаса Зайкаускаса режиссер из Армении очень быстро определился с исполнителями основыных ролей в будущем спектакле. К репетициям уже приступили заслуженный артист России Виктор Чукин, Александр Куражев, Юрий Морозов, Марина Карцева, с которой Акоп Казанчян знаком еще с прошлогоднего театрального фестиваля в Виннице на Украине, где молодая актриса ярко показалась с мноспектаклем «Наташина мечта», и другие. Оформит «Провинциальные анекдоты» главный художник Гюмрийского Государственного драматического театра Антон Кешишян, который давно и активно струдничает с Акопом Казаняном и в Ереване, и в Гюмри и даже на сцене Московского театра драмы под руководством Армена Джигарханяна.
С выбором пьесы для постановки в Ульяновске у Акопа Казанчяна тоже не было проблем. Свое обращение к драматургии Вампилова в нашем городе и в нашем театре сам он объясняет следующим образом:
- Александр Вампилов наряду с русским классиками, такими как Грибоедов или Гоголь, справедливо считается современным и злободневным драматургом, хотя писал 40 с лишним лет назад в 60-70-е годы прошлого столетия про свое время. Он очень точно и правдиво анализирует природу человека и его биологическую суть, которая не меняется ни в какие времена и ни при каких обстоятельствах. «Провинциальные анекдоты» я давно хотел ставить давно еще у себя в Государственном Театре юного зрителя в Армении. А когда поступило предложение из Ульяновска, прикинул, что драматургия такого уровня нужна этому городу и вашему драматическому театру. У меня ощущение, что при всей своей понятности и доступности вампиловская пьеса и наш спектакль могут заставить зрителей задуматься, обратить свой взгляд внутрь себя, к своей душе. Это то, что называется великой русской драматургией, поднимающей глобальные общечеловеческие проблемы. Вампилова ведь называли советским Чеховым. В его пьесах даже самые нелепые и ничтожные ситуации, на которые вроде бы даже не стоит обращать внимание, заставляют провести духовный самоанализ, пересмотреть жизнь, биографию...
В родной Армении у Акопа Казанчяна много работы в ТЮЗе, в республиканском СТД. Кроме того, он организатор двух крупных театральных фестивалей. А в апреле для Чеховского фестиваля приступает к работе над огромным Международным театральным проектом «Король Лир», в котором участвуют четыре страны: Россия, Армения, Грузия и Киргизия. Но от ульяновского предложения отказаться не смог.
- Ульяновск мне очень понравился еще в предыдущий приезд, – признается режиссер. – Я здесь испытал и испытываю неповторимые ощущения. Такое впечатление, что сам ульяновский воздух пропитан атмосферой творчества. В этом смысле я вообще люблю старинные русские города.
Акоп Казанчян обещает не затягивать с премьерой и говорит, что собирается работать достаточно интенсивно:
- По-моему великий Феллини сказал произнес сакраментальное: «Фильм готов, можно снимать». Я придерживаюсь его точки зрения в театре: спектакль готов, осталось его поставить. Если спектакль готов в голове у режиссера и ему удалось заразить и убедить в своей задумке актерскую группу, то можно очень продуктивно работать и быстро прийти к конечному результату – к премьере. Долго засиживаться в репетиционном периоде я не люблю. Иногда это означает провал спектакля. Так что будем работать быстро, но по графику и качественно.