На всю оставшуюся жизнь…
Российское театральное искусство понесло невосполнимую утрату. 9 августа на 81-м году жизни, меньше, чем через месяц после своего юбилея, скончался народный артист России, трижды лауреат Государственной премии страны, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» трех степеней, выдающийся режиссер Петр Фоменко.
Последние 20 лет он являлся недосягаемой величиной отечественного театра, непререкаемым профессиональным авторитетом, а его спектакли и созданный им авторский коллектив «Мастерская Петра Фоменко» - обладателями абсолютного признания, в первую очередь, благодаря самому Мастеру.
В 1955-м Фоменко окончил филфак Московского педагогического института, где учился вместе с бардами Юлием Кимом и Юрием Визбором, поэтом Юрием Ряшенцевым. Это был первый поток «шестидесятников». Уже через год после выпуска Фоменко поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет. Свои первые спектакли Петр Наумович ставил в Москве – Центральном детском театре (теперь РАМТ), Театре на Малой Бронной, Студии МГУ, Театре на Таганке. Потом были годы работы в Ленинграде, в Театре Комедии, который режиссер несколько лет возглавлял. Также в то время он активно работал на телевидении и в кино, создав целую серию телеспектаклей по Пушкину и Толстому - «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле». А в 80-е годы Фоменко вернулся в Москву, где основным его занятием стала педагогика. Преподавать в ГИТИСе Фоменко начал в 1981 году по приглашению своего учителя Андрея Гончарова, а несколько лет спустя набрал собственный курс. Именно на базе ГИТИСа, когда ему было уже за 60 лет, он и создал свое главное детище – театр «Мастерская Петра Фоменко». Спектакли курса Фоменко быстро сделались главными событиями перестроечной театральной Москвы. Петр Наумович стал одним из всего лишь нескольких отечественных режиссеров за последние полвека, полноценно создавших свою школу.
Однако точка поставлена. Театр осиротел. Очевидно, что творческий потенциал великого Мастера не был исчерпан. Фоменко обладал невероятным обаянием советского интеллигента, глядящего на мир с печальной иронией и сплачивающего вокруг себя учеников своим азартом к жизни. В этом отношении он был последним, и сегодня трудно предположить, что кто-то может прийти ему на смену.
Коллектив театра имени И.А.Гончарова скорбит вместе со всей страной. Наши соболезнования родным и коллегам Мастера…