Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"ОТЕЧЕСТВО И СУДЬБЫ. ДЕНЬ ВТОРОЙ"

14 Июня 2013

              «Отечество и судьбы». День второй.

         Второй – кульминационный - день I международного театрального фестиваля «История Государства Российского. Отечество и судьбы» на площадке Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова выдался особенно насыщенным. Фестивальный «экватор» включал в себя сразу два события: показ спектакля «Я – Чайка» Ереванского ТЮЗа на большой, и постановки «Ксения Петербургская» московского РАМТа – на малой сценах. Каждая работа оказалась оригинальной режиссерской интерпретацией, только в одном случае речь шла о русской классике (Чехов), а в другом – о духовной истории нашего народа и одной из самых почитаемых ее святых. Было и то, что объединило оба представления – трудные женские судьбы, вокруг которых разворачивались интеллектуальные действа в исполнении гостей Ульяновска.    

Спектакль «Я – Чайка» в постановке заслуженного деятеля искусств Армении Акопа Казанчяна произвёл на зрителей очень сильное впечатление: на протяжении всего представления, несмотря на сложные эмоциональные перипетии и необычные декорации, в зале стояла абсолютная тишина, а в финале зал разразился настоящими овациями. «Я – Чайка» - спектакль для размышлений, для вдумчивого зрителя, очень хорошо (чуть ли не дословно) знающего творчество бессмертного классика русской драматургии Антона Павловича Чехова и его знаменитую пьесу, своеобразным продолжением которой и является показанная на фестивале работа гостей из Армении.  Отрадно, что в братской республике ближнего зарубежья востребована русская драматургия, причем обращаются к ней трепетно, с любовью. И в афишу фестиваля спектакль попал не случайно, поскольку он создан при поддержке Межгосударственного гуманитарного фонда: в 2013 году армянский город Гюмри, как и ранее Ульяновск, получил статус «Культурной столицы СНГ». Такая вот межкультурная взаимосвязь, ставшая еще теснее на площадке нашего фестиваля. Тем более, что  Акоп Казанчян поставил уже два любимых местной публикой спектакля на сцене ульяновского театра. В общем, творческое сотрудничество с Арменией было, и будет продолжаться!

Примечательно, что драматургическая композиция сделана исключительно по оригинальному тексту пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка». Правда, здесь использованы и отрывки из произведения Ги де Мопассана «На воде». Актриса Лариса Гевондян, сыгравшая роль Аркадиной, отмечает особую роль режиссёрского решения спектакля – использование пластических форм, удерживающей напряжение музыки, соединение пантомимы  и трагических монологов стареющей Аркадиной. Действие спектакля происходит задолго после самоубийства Кости Треплева, на месте его театра - кладбище, где покоятся знаменитые персонажи «Чайки». Перед нами - пьеса-фантазия. Всё, что происходит на сцене – скорее игра воображения Аркадиной, которая, иронизируя, читает монолог Нины из пьесы Треплева. Аркадина играет пьесу, безумствуя перед уже несуществующими зрителями. Тригорин в исполнении Юрика Костаняна – актёра и режиссёра Театра пантомимы, - не произносит ни одной фразы, и воплощает на сцене яркие образы дьявола, музыканта, стороннего наблюдателя, зрителя.  Спектакль получил диплом Первого международного фестиваля «Отечество и судьбы» в Ульяновске «За оригинальное воплощение русской классики».

По-хорошему спорной репликой прозвучал на фестивале и московский спектакль «Ксения Петербургская» режиссера Натальи Шумилкиной, также имеющей опыт постановочного сотрудничества с Ульяновским драматическим театром имени И.А. Гончарова. Ее экспериментальная работа способна вызвать много вопросов у подготовленного зрителя, но интерес публики к ней оказался просто колоссальный. Малый зал едва вместил всех желающих, так что студентам-театралам пришлось даже разместиться на ступеньках. Это был подлинный аншлаг! Камерный спектакль по пьесе безвременно ушедшего из жизни тольяттинского автора Вадима Леванова о безутешной вдове, которая после смерти мужа носила его одежду и жила под его именем, рассказана без пафоса, через игру. Почти лубочные эпизоды, «балаганчик», в котором создатели спектакля тесно смешали комизм и трагизм, составляют картину «жития» одной из самых известных русских святых, особенно почитаемой в храме села Арское Ульяновской области (настоятель храма отец Алексей тоже присутствовал на показе). Заслуживает внимания и жанр «пьесы в клеймах». Жизнь – «черная комната» с чередой сменяющихся «клейм», которые примеряет на себя каждый из нас, а смерть – лишь  земная одежда, оставленная висеть на вешалке? Кто настоящий сумасшедший – юродивый или осуждающее его окружение, кто в самом деле мертвец при жизни, а кто не умирает и после физической гибели? Об этом вопрошал спектакль, не случайно сыгранный в святой праздник Вознесения Господня...