«Отечество и судьбы». День третий.
Первый Международный фестиваль «История Государства Российского. Отечество и судьбы» завершился на сцене Ульяновского театра имени И.А. Гончарова, как и пристало подобному событию – эпическим историко-музыкальным оперным полотном Чувашского государственного театра оперы и балета «Борис Годунов». Великолепные голоса, грандиозные декорации и живой оркестр не оставили ульяновскую публику равнодушными – овации в финале не смолкали очень долго. Таким образом, фестиваль не только расширил представление местных театралов о творчестве гостей из Казани, Москвы и Армении, но и под занавес, с помощью соседей-чебоксарцев, помог заполнить нишу театра музыкального, что особенно порадовало местных зрителей.
Символично, что работу над своей оперой о «смутном времени» Мусоргский вел, используя для написания либретто материалы «Истории Государства Российского» Николая Карамзина – для участия спектакля в фестивале, посвященном юбилею историографа, это особенно ценно. «В своей постановке мы стремились поднять самые главные темы – власти и безмолвствующего народа, богатства и нищеты, - говорит художник-постановщик спектакля Валентин Федоров. – Особенно приятно снова выступать на родине чувашского просветителя Ивана Яковлева… На протяжении всей истории страны российская жизнь постоянно продуцировала таланты: или высокий дух, или русский бунт…»
«Для каждого баса, в том числе для меня, роль Бориса Годунова – вершина профессиональной деятельности, как в плане вокала, так и драматического искусства, - признается солист Андрей Николаев, справившийся со своей задачей воплотить трагический образ отвергнутого народом царя превосходно. – Мне кажется, совсем молодому человеку спеть эту партию просто невозможно – столько в ней глубины, она тянет за собой своим величием. Только теперь, к 35 годам, я, наконец, понял Бориса, в том числе и как отец…»
«Эта опера очень гармонична. В ней есть контрастные сцены, когда мы понимаем, как глубоко проникают в музыкальный театр принципы театра драматического, - говорит художественный руководитель и главный дирижер Чувашского государственного театра оперы и балета Ольга Нестерова. - Спектакль наш достаточно молодой, мы показываем его в 20-й раз. Кроме него, есть в нашем репертуаре и «Князь Игорь». Настоящее искусство не оставляет равнодушными никого, когда сердца 150 человек на сцене бьются в унисон музыке и друг другу, а это огромный выплеск энергии. Я желаю вашему фестивалю долгой жизни, процветания и развития, и выражаю благодарность его директору Наталье Никоноровой за приглашение поучаствовать в этом замечательном мероприятии».