09 Сентября 2014
6 сентября на сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова состоялся первый показ спектакля в рамках проекта «Золотая маска в Ульяновске». Малый драматический театр — Театр Европы из Санкт-Петербурга представил ульяновцам постановку Льва Додина по пьесе «Три сестры» А. Чехова.
Центром аскетичного пространства спектакля, созданного театральным художником Александром Боровским, становится фасад дома. Серое от времени дерево, огромные пустые окна — дом стоит в глубине сцены, будто нежилой. Сестры Прозоровы мысленно уже распрощались с ним и живут только ожиданием переезда в памятную по светлым детским годам Москву. С каждым чеховским актом фасад двигается вперед, к авансцене, становится больше, заполняет собой почти весь портал — и замыкает в себе весь мир чеховских героинь, не оставляя им пространства для надежды на перемены. Образы сестер решены непривычно жестко. Возглас «птицы белой» Ирины: «В Москву!» — по-звериному хриплый, пугающий, и в ней самой с первых сцен чувствуется особая сила, тот же стержень, что и в «начальнице» Ольге. Ее уверенность в необходимости труда — не столько наивное прекраснодушие двадцатилетней девушки, сколько деятельный поиск выхода из тупика, стремление управлять своей жизнью. Маша — напротив — жизнерадостна, по-детски шаловлива и непосредственна. Тем острее звучит ее вопль при расставании с Вершининым в финале: Маша охрипнет, внезапно постарев, будто потеряв с голосом часть своей жизни.
Драма додинских сестер — история несостоявшихся женских судеб, нерастраченного желания, несвоевременных встреч и чувств. Создается иллюзия, что в городе стоит не полк боеспособных солдат и офицеров, а военный госпиталь: девушек, жаждущих любви, окружают мужчины с душевными увечьями, которые почти проявляются физически — от заметного заикания Соленого до нескладности, вывихнутости в осанке Тузенбаха, от царапин на щеке Вершинина до напряженной посадки головы Кулыгина, грозящей ему, очевидно, теми же головными болями, на которые жалуется Ольга.
Жизнь, между тем, идет своим чередом, родительский дом, из которого так рвались сестры, достается снохе, а надежды на переезд в Москву, на перемену участи растаяли, как туман. Мрачный фасад в финале спектакля отступает назад, оставляя сестер на пустынной сцене. Даже тем, кто утратил все, надо жить дальше. «Надо жить», — звучит из уст Ирины, и в этом подчеркнутом «надо» — то ли попытка убедить себя не ставить крест на своей судьбе, то ли внезапно открывшаяся истина о ценности жизни как таковой.
Художественный руководитель театра Сергей Морозов уверен, что прошлогодний показ спектаклей-лауреатов премии "Золотая маска" имел важный отголосок в жизни ульяновской труппы: переосмысление этого творческого опыта происходило у артистов в течение всего последующего сезона.
- "Золотая маска" не уезжала из Ульяновска! Принимая "Маску" второй год подряд, наш город попал в особый творческий поток: ульяновская актриса Клара Шадько получила "Золотую маску" в апреле, сегодня состоится премьера спектакля с ее участием, режиссер-постановщик которого - Станислав Железкин - также дважды лауреат высшей театральной награды страны, - отметил Сергей Морозов на пресс-конференции днем ранее. - Надеемся, что на этой волне город и его театры будут существовать и в дальнейшем и что уже в следующем году зрители смогут увидеть новые постановки, вошедшие в "золотой фонд" современного российского театра.