31 октября исполнилось бы 65 лет народному артисту РФ, лауреату Государственной премии Российской Федерации БОРИСУ ВЛАДИМИРОВИЧУ АЛЕКСАНДРОВУ.
Более 40 лет он служил единственной в его жизни сцене – сцене Ульяновского драматического театра. И она щедро отблагодарила его за талант и преданность. Яркими ролями, успешными спектаклями, почётными званиями и высокими наградами…
Он был самым востребованным актёром театра: мог одновременно репетировать несколько ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Магия таланта Бориса Александрова притягивала к нему режиссёров. Юрий Копылов, вставший во главе нашего театра 25 лет назад, ставил на него все свои знаковые постановки. Их творческий дуэт покорил не одно поколение театральных критиков и зрителей.
Яу в «Ночной мистерии» Гауптмана, Шмага в спектакле «Без вины виноватые» Островского, Клешнин в «Монархах» Толстого, Дорн в «Чайке» Чехова, Тартюф в «Тартюфе» Мольера, Генрих в «Генрихе IV» Пиранделло, Павел I в пьесе Мережковского «Павел I». Особое место в совместном творчестве актёра и режиссёра занимал Шекспир. Среди шекспировских шедевров Александрова – роли в «Двенадцатой ночи», «Мере за меру», «Гамлете»… И, наконец, Король Лир…
Нельзя не вспомнить и другие его роли-потрясения: Призрак в «Игре с привидением» Мрожека, Иванов в чеховском «Иванове» и одну из последних работ – роль Чебутыкина в «Трёх сестрах».
Нашего Александрова знал и почитал весь мир. Роль Яу в драме Гауптмана принесла ему звание лауреата Всероссийского фестиваля «Театральные звезды России» в Белгороде и специальную награду международного фестиваля в польском городе Торуне. За исполнение роли Генриха IV актёр был удостоен главных наград на международных фестивалях в Вологде и Оренбурге. Роль Грознова в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» подарила престижную премию имени великого трагика Рыбакова и звание «Лучший артист России». Вершиной признания стал 2002 год, когда Борис Александров получил сразу две высокие награды - звание «Народный артист России» и Государственную премию Российской Федерации.
Энергии и таланта Бориса Александрова хватало на многое – председатель Ульяновского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, преподаватель актёрского мастерства в Ульяновском государственном университете, депутат Законодательного собрания Ульяновской области, вице-президент Попечительского совета театра, руководитель театральной студии «ДРАМ». И в любом деле он руководствовался коротким девизом: «Творите!».
Король ульяновской сцены ушёл из жизни по-королевски.
31 октября 2009 года он отпраздновал 60-летие и сыграл для нас юбилейный бенефис. На вечере Бориса Владимировича чествовали на самом высоком уровне: прозвучали слова признания от Правительства региона, Союза театральных деятелей России, Законодательного собрания области, городских властей, шуточные поздравления от коллег по сцене и верных учеников Александрова – его бывших и нынешних студентов. Среди них была самая любимая ученица - дочь Мария. Как блестели его глаза, когда на сцену с огромным букетом цветов вышел его маленький внук!…
- Самым главными своими произведениями я считаю своих детей, а счастливым бонусом - моих внуков, - с особым волнением признался бенефициант зрителям. Это был финал вечера. И последний выход актёра на родную сцену...
Не суждено осуществиться театральным планам, связанным с постановкой булгаковского «Бега» с Александровым в роли Хлудова и поездкой в Ирландию с его моно-спектаклем «Последняя лента Креппа»… И ещё многим проектам, которые мог бы воплотить в жизнь только он.
Талантливый, потрясающий, незаменимый Борис Александров.
"Генрих IV", Л. Пиранделло
"Павел I", Дм. Мережковский
"Очень простая история", М. Ладо
"Последняя лента Креппа", С. Беккет
"Король Лир", У. Шекспир
"Дьявол и Господь Бог", Ж.-П. Сартр
"Чайка", А. Чехов
"Двенадцатая ночь", У. Шекспир
"Шлюк и Яу", Г. Гауптман
"Иванов", А. Чехов