10 Ноября 2014
10 ноября свой 85-й день рождения празднует народная артистка РСФСР Вера Андреевна Ефремова. В течение восьми лет она руководила Ульяновским театром драмы — и этот недолгий в сущности период стал настоящей эпохой Ефремовой в истории нашей сцены, о которой с ностальгией и теплым чувством вспоминают наши мастера и верные театралы.
Наследница рода симбирских дворян Пущиных, внучка Натальи Персияновой, драматурга со счастливой творческой судьбой, чьи пьесы играли легендарные артисты — Савина, Ермолова, Рощина-Инсарова, Яблочкина, Южин, Ленский, Правдин — Вера Ефремова хранила преданность великой русской классической литературе и несла в театр высокую культуру отношения к тексту, к артисту, к спектаклю.
Вера Ефремова приняла бразды правления ульяновским театром в 1967 году — сразу после генеральной реконструкции здания театра. На его подмостках только начинали свой творческий путь те артисты, которые сегодня являются многократно титулованными мастерами — Клара Шадько, Алексей Дуров, Зоя Самсонова, Геннадий Родионов.
Спектакли Веры Андреевны становились не только событием в театральной среде, но и важным этапом творческого развития, как для молодых, так и для зрелых артистов. «Дело Артамоновых» М .Горького, «Океан» А. Штейна, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, «Маскарад» М. Лермонтова.
Вспоминает Лауреат Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларина Ивановна Шадько:
- Происходит поразительная вещь: столько лет прошло с того момента, как мы очутились в разных театрах и городах, а мы до сих пор живем друг в друге. Мы обе были очень молоды. Когда я попала в ее руки, для меня начались очень большие испытания, и такое доверие она оказывала мне, как актрисе, такие роли доверяла — Любовь Яровая, две роли в «Деле Артамоновых» - Ульяна и Наталья... Чебоксарова старшая — на эту роль я ввелась буквально за ночь. Ввод в «Дядю Ваню» на роль Сони, меня затем даже в городе называли Тетей Соней. Я просто полностью отдалась в ее руки и сейчас ностальгирую по тем временам — настолько увлекательной была работа с Верой Андреевной.
Когда мы репетировали Наташу в «Униженных и оскорбленных» Достоевского, я почти теряла сознание перед тем, как выйти на сцену. Прошел застольный период работы, все разобрано, время переходить к новому этапу. Вера Андреевна очень любила, чтобы в репетиционном зале — еще не на сцене! — уже была музыка, атмосфера, свет. Мой первый выход, у меня от волнения ноги не идут, ничего не соображаю, подкатывает ком к горлу и одна мысль: только бы меня освободили от этого страха! Я по сей день помню реплику, с которой должна была начинать: «Душно, Ваня! Сердце теснит». И вот Вера Андреевна берет меня за руку, руки холодные, как лед, и водит, водит, водит меня кругами большими, музыка идет, тишина в зале, сколько это продолжается, я не знаю... Она ввела меня в какое-то особое состояние, как шаман, и сама она со мной вместе шла по кругу, будто преодолевая сопротивление, как в метель, — и вдруг как швырнет меня в центр! Я, оказавшись в пятне света, завопила: «Душно! Ваня!». Вложила в этот крик всю себя и затем так тихо и мягко, бессильно: «Сердце теснит...» Так родилась во мне нужная интонация, и затем работа пошла легко.
Мы счастливо жили в этих репетициях — удивительных, атмосферных. В каждой работе были свои неповторимые открытия, на которые нас наталкивала Вера Андреевна, как художник, как мастер. Она умеет так помочь артисту, как никто другой.
Вера Андреевна подарила нам радость сотворчества, она растворялась в нас, вкладывала в нас всю себя, подсказывала нам так, что мы начинали считать ее мудрые мысли собственными — и расцветали. И она от этого становилась счастливой, и мы вместе с ней.
Сегодня Вера Ефремова возглавляет Тверской академический драматический театр. Две примы симбирской драмы, народные артистки России Клара Шадько и Зоя Самсонова — отправились в Тверь с поздравлениями, к которым присоединяется весь коллектив театра.