Спустя сутки после дня рождения Владимира Ленина в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова свершилась революция. Вполне в духе антивоенной пропаганды начала ХХ века героиня античной комедии «Лисистрата» призвала мужчин воткнуть «копья в землю» и положить конец кровопролитию. Главную роль исполнила актриса Татьяна Денисенко.
Премьера комедии «Лисистрата» по пьесе Аристофана обещала стать одним из самых ярких театральных событий апреля. Над спектаклем по-стахановски трудилась примечательная постановочная группа: молодой и активно набирающий творческую форму режиссёр Максим Копылов, художник, который подарил ульяновцам незабываемую сценографию «Кабалы святош», – Владимир Королёв – и хореограф, известный не только театралам и не только жителям Ульяновска, – Михаил Умнов.
В революционном авангарде выступили, вопреки ожиданиям, не афинянки и спартанки, а художник-постановщик из Уфы, Владимир Королёв. Первое, что увидели потрясённые зрители после поднятия занавеса, – поле боя и лодку Харона, перевозящего через кровавую реку забвения Лету души павших воинов. Женские фигуры в тёмном снимают с обезображенных тел маски – и освобождённые мужчины растерянно следуют за проводником в царство мёртвых. Над завораживающим действом возвышается шестиметровый лик плачущей Афродиты: любовь скорбит по безвременно ушедшим молодым и сильным. В работе над оформлением спектакля участвовали студенты кафедры дизайна и искусства интерьера ФКИ УлГУ: кроме монументальных статуй воинов и кор (девушек-жриц), движущихся помостов, ворот, бутафории, к спектаклю изготовили 40 костюмов, массу головных уборов и аксессуаров.
Позволив зрителям вдоволь насладиться впечатляющей сценографией, режиссёр, наконец, выпустил на сцену главную героиню – Лисистрату. Роль «Распускающей войско» исполнила Татьяна Денисенко: актриса с точеной фигурой амазонки и огненной гривой, в прошлом – профессиональный хореограф, повела за собой женское восстание против войны в ритме страстного танго. Постановщик танцевальных номеров Михаил Умнов создал не просто хореографические интермедии: герои спектакля танцуют «по Станиславскому», их движения продолжают диалоги и помогают там, где бессильны слова.
Подготовленный зритель пришёл на премьеру «Лисистраты» зная, что речь пойдёт о сексуальной забастовке женщин, помня о фривольности античной комедии и ожидая некоего оправдания возрастному ограничению 18+. Однако под грифом «только для совершеннолетних» скрывается, прежде всего, история о любви, способной победить любые распри. Безусловно, одним из самых ярких и трогательных стал эпизод Юлии Ильиной и заслуженного артиста РФ Владимира Кустарникова: распаленный «афродитовым неистовством», герой Кустарникова приходит под стены акрополя в надежде вернуть жену, и та едва не нарушает данную Лисистрате клятву. Но движет ими не столько понятный голод, сколько любовь и сострадание.
Максим Копылов последователен в поиске собственного неповторимого режиссёрского почерка: его спектакли наполнены запоминающейся музыкой, интеллигентным юмором, танцевальными эпизодами, но на дне этого развлекательного коктейля спрятано зернышко горечи. «Отчего мы порой забываем о любви?» – вот вопрос, на который спектакль «Лисистрата» не даёт ответа. Но все-таки предупреждает: «Нет такой вещи, ради которой стоило бы забыть о ней».