В канун праздника Победы на Малой сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова состоялся общественный показ спектакля «Возвращение» по одноименной повести Андрея Платонова. Организатором третьей постановки творческого объединения «Маленький человек» выступила директор театра Наталья Никонорова.
И платоновская повесть, и спектакль «Возвращение» мало напоминает привычные героические баллады, воспевающие военный подвиг наших соотечественников. Это рассказ о верности и одиночестве, разлуке и нужде в человеческом тепле. Постановка стала третьей работой творческого объединения «Маленький человек» и продолжила цикл спектаклей о Мужчине и Женщине, роли которых, как и ранее, исполнили Алексей Вольный и Дарья Долматова. На этот раз их партнерами по сцене выступили актрисы Оксана Романова и Александра Филиппова, а также – «театральные дети» Петр Храбсков и Мария Верягина. Организатор постановки – Наталья Никонорова.
- Андрей Платонов – автор, без которого афиша серьезного театра не может быть полной, - считает Наталья Никонорова. – Его рассказ «Возвращение» является одним из моих любимых произведений, и я решила предложить собственную сценическую версию для постановки в объединении «Маленький человек». Тем долее, что Даша, Алексей и их сын Петр замечательно подходили на роли главных героев спектакля – семьи Ивановых. Добрым знаком стало и совпадение имен персонажей Платонова с именами актеров. Мою идею поддержали сразу. Мы творили в замечательной атмосфере любви, поэтому в итоге получился спектакль, который всем нам очень дорог. Он рассказывает не о той войне, что отнимает жизни. А о той, которая незаметно отнимает ощущение мира в душе. А когда ей приходит конец, человеку предстоит нелёгкий путь к своему дому, к семье, а главное – к самому себе. Это – наш поклон всем, кто смог выдержать это страшное испытание.
Спектакль тих и обманчиво прост. Гвардии капитан Алексей Иванов возвращается с войны. Дома его ждут жена и подросшие дети. Но возвращение домой дается ему не просто. Он привык к войне и чувствует себя без нее осиротевшим. Единственное, что в такой ситуации может успокоить сердце – это сердце другого человека. Поэтому Алексей задерживается почти на неделю, провожая в родное местечко помощницу повара Машу, у которой волосы пахнут осенними листьями… Роль Маши в спектакле сыграла Александра Филиппова, актриса Ульяновского театра кукол и ученица Юрия Семеновича Копылова.
Не сразу узнают отца дети, и сам гвардии капитан Алексей Иванов долго не может найти в доме свое место. Измученная трудом и голодом жена встречает мужа с чувством вины: к ней уже два года ходит вдовый снабженец с местного завода, играет с детьми, приносит им угощение. Конечно, отец узнает об этом в неурочный час и ждет, пока дети уснут, чтобы вполголоса выяснить, как близко сошлись его Люба и какой-то Семен Евсеич.
Простой семейный конфликт, поставленный в декорации послевоенной разрухи, вдруг обретает пронзительное звучание. На переднем плане – дверь вагона с треснувшим стеклом. За ней капитан Иванов целовал юную Машу, за ней скрылся от семьи, которую опекал посторонний мужчина. Разбиты не только сердца и семьи – расколот войной мир, прежняя жизнь. Художник-постановщик спектакля Владимир Медведь заключил все убранство дома Любы и Алексея внутрь «вагона», тем самым уравняв фронт и тыл, их вклад в общее дело Победы.
В спектакле звучит музыка Олега Яшина, трогательная и выразительная.
Конечно, наибольшего зрительского внимания и симпатии заслужили юные артисты. Достаточно опытный Петр Храбсков выходит на сцену в спектаклях «Месяц в деревне», «Прощай, конферансье!», однако такая объемная роль досталась мальчику впервые. Не по годам рассудительный и бережливый Петруша Иванов вызывал и дружный хохот в зале, и растроганные слезы, соперничая с отцом, Алексеем Вольным, за звание исполнителя главной роли. Для шестилетней Марии Верягиной роль дочурки Настеньки стала дебютом. Белокурая девчушка держалась на сцене и говорила так же легко и раскованно, как ее мама, Оксана Романова, сыгравшая в спектакле роль соседки Нюры.