В середине ноября коллектив Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова принял участие во II Всероссийском театральном фестивале «Русская классика. Страницы прозы» в Самаре. Ульяновские артисты показали спектакль «Возвращение» по одноименному рассказу Андрея Платонова в постановке Натальи Никоноровой. Постановка отмечена двумя наградами: «Лучший актерский ансамбль» и специальный приз жюри Петру Храбскову «За роль Петруши».
Всероссийский театральный фестиваль «Русская классика. Страницы прозы» проходит на сцене Самарского театра «Камерная сцена». Этот театр в 1993 году создала и возглавила Софья Рубина. Репертуар «Камерной сцены», в основе которого – русская классическая проза, не совпадает ни с одним из театров города, да и в масштабах страны это – коллектив уникальный. Софья Борисовна сама создает инсценировки по произведениям «золотого фонда» русской и мировой литературы. Два года назад страстная увлеченность прозой на театральной сцене выросла во Всероссийский театральный фестиваль. Приобщая зрителей к классическому литературному наследию России, фестиваль «Русская классика. Страницы прозы» объединяет режиссеров и актеров в творческом поиске, поддерживая их интерес к родной словесности и культуре.
Приглашение ульяновского спектакля «Возвращение» на фестиваль «Русская классика. Страницы прозы» не был случайным. Софья Рубина – автор инсценировки повести Андрея Платонова, которая стала основой постановки. Премьеру сыграли на Малой сцене Ульяновского драматического театра в мае, приурочив показ к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Спектакль объединил артистов трех театральных коллективов: Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова, Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М.Леонтьевой и Творческого объединения «Маленький человек» – а организатором и режиссером постановки стала заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. Ульяновские театралы с трепетом следят за сценическими успехами юных участников «Возвращения» – актерских детей Петра Храбскова и Марии Верягиной. На самарском фестивале им предстояло «боевое крещение»: работу ребят наравне с образами состоявшихся артистов оценивали профессиональные критики.
- Это был особенный опыт, - рассказал участник гастрольной поездки главный художник театра, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. – Зрительный зал «Камерной сцены» оказался очень просторным для подобного формата. От сцены до первого ряда – метра четыре, а до «галерки» – и все двадцать. Конечно, мы с волнением следили за Петром и Машей: смогут ли они «взять» такой зал? И они нас удивили. Семилетняя Маша радовала нас своей органичной импровизацией: не нарушая мизансцен, она самостоятельно наполняла их жизнью, дурачилась и грустила, как это могла бы делать ее юная героиня. Петя, возможно, впервые настолько раскрылся в образе «юного старичка» – мальчишки, которого война лишила детства и заставила взять на себя роль главы семьи. Не оценить достойную взрослого артиста работу члены жюри не могли – и Петр Храбсков заслуженно получил именной приз жюри за исполнение роли.
В состав жюри фестиваля вошли эксперты из Москвы: заведующая кабинетом критики СТД РФ кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России Элеонора Макарова; театровед, критик, выпускающий редактор журнала «Вопросы театра» ГИИ искусствознания РФ, преподаватель театроведческого факультета ГИТИС имени А.В.Луначарского, председатель комиссии по критике СТД РФ, эксперт Фонда Станиславского и премии «Гвоздь сезона» СТД РФ, председатель экспертной комиссии фестивалей «Мелиховская весна», «Голоса истории-2016», премии имени Царева СТД РФ Марина Тимашева; театральный критик «Радио России» Майя Романова.
- Сегодня театр становится все более режиссерским, формальным, а постановка – лишь повод для самовыражения режиссера, и нередко артисты становятся скорее живым декоративным оформлением спектакля, - подчеркнула заведующая кабинетом критики СТД РФ Элеонора Макарова во время обсуждения спектакля «Возвращение». - На этом фоне ульяновский спектакль выделяется особой атмосферой. Его ансамблевость вырастает из сотворчества постановщика и артистов. Особая душевность, трогательность происходящего на сцене заставляет зрителей почувствовать, что перед ними семья не только по сюжету повести, но и в жизни – настоящая актерская творческая семья. При этом исполнитель каждой роли достоен самых высших похвал.
По итогам фестиваля ульяновцы увезли на родину два диплома: «За лучший актерский ансамбль» и «За исполнение роли Петруши».