30 мая 2017 года исполняется 20 лет со дня смерти актера Ульяновского драматического театра Вячеслава Вершины. Полтора десятка лет он творил на ульяновской сцене. В репертуаре актера более 50 ролей классического и современного репертуара, в том числе:
Повар в «Мамаше Кураж и ее дети» Ьрехта
Подколесин в «Женидьбе» Гоголя
Вася Кузякин в спектакле «Любвь и голуби» Гуркина
Геннадий в «Стихийном бедствии» Рацера и Константинова
Леонид в «Ретро» .Галина
Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске» .Вампилова
Кэбот в «Страстях под вязами» О Нила
Генри в «Загнанной лошади» Саган
Лебядкин в «Князе» .Достоевского
Лорд Росс в «Ричарде II” Шекспира
Сталин в «Дальше,дальше,дальше» Шатрова
Михаил в «Последнем сроке» .Распутина
Сорин в «Чайке» Чехова
Ксанф в «Эзопе» Фигейредо
Граф в «Ночной мистерии» Гауптмана
Иоанн Грозный в «Монархах» Толстого
Художественный руководитель театра, народный артист РФ, лауреат Государственной премии России и Международной премии имени К.С.Станиславского Юрий Копылов об актере:
· С каждым актером режиссер проходит вместе путь познания, увлечения друг другом. Необходимо открыть для себя не только его профессиональную, но и человеческую природу. Это длительный и увлекательный процесс - открытие неизведанного...
· Первая наша совместная работа-«Ричард II». У Вячеслава Вершины была совсем маленькая роль. На репетициях он сразу привлек внимание: крупный, заразительный, с хорошей энергетикой. Абсолютная податливость - вот что отличает его от остальных мастеров ульяновской труппы и ставит выше даже более умелых по школе. Нередко талантливые, но эгоцентричные актеры проявляют в работе ненужный гонор, замыкаются... Вершина же всегда расположен к работе! Суть этого актера - его человеческая доброта.
· Почти три года я приглядывался к нему: Вячеслав наиграл приличный репертуар в спектаклях других режиссеров, попробовал себя в разных амплуа. «Благородный отец» Генри в «Загнанной лошади», герой-любовник Юпитер в «Амфитрионе», трагический образ Кэбота в «Страстях под вязами»...
· У меня не было сомнений, кому дать роль Сталина в «Дальше, дальше, дальше». Работа Вершины в стилистике литературного спектакля была очень убедительна. Тиран, свихнувшийся на крови, прожигаемый предчувствием скорой кончины и надеждой на покаяние, - вот тема, которая в образе Сталина намечалась, а в спектакле «Монархи» стала ведущей. Иван Грозный в исполнении Вершины обретает резкую психологическую непредсказуемость.
· Вячеслав - и очень смешной характерный артист. Образы современных мужиков, созданные им в «Последнем сроке» или «Семейном портрете», наиболее близки природе самого актера. Я бы вспомнил еще Несчастливцева в отрывке из «Леса» Островского и Фальстафа в «Шекспириаде» - роли «чистого амплуа». Фальстаф, на мой взгляд, высшая точка профессионализма Вершины. Он не играет смешного, а смешон по сути своей...
· В «Шлюке и Яу» у Вершины роль второго плана, но сложного философского значения. В «Чайке» он играет большую роль Сорина и добивается сострадания к своему нелепому repoю. Лебядкин в «Князе» - олицетворение целого явления «юродства по Достоевскому». «Эзоп», «Последний срок» - в каждом из этих спектаклей он создал роли, казалось бы, второстепенные, но благодаря его мастерству - весомые.
· Он не похож ни на кого. В свои 50 лет находится в том творческом состоянии, когда человеческий и актерский опыт сливаются воедино. Без Вершины я не мыслю нашего театра.
Октябрь 1996 г.