23 ноября завершились обменные гастроли Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова и Театра «На Литейном» (Санкт-Петербург) в рамках федерального проекта «Большие гастроли. Межрегиональная программа». За время проекта участники показали на сценах Ульяновска и Санкт-Петербурга по четыре спектакля при аншлаговых залах.
- Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончаровасотрудничает с Федеральным центром по поддержке гастрольной деятельности с 2014 года, - рассказала директор театра заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова, - В 2014 году театр участвовал в многодневных гастролях в Северной Осетии, на сцене Русского драматического театра имени В.В.Маяковского во Владикавказе. В прошлом году мы принимали на нашей сцене Александринский театр из Санкт-Петербурга, а в этом году получили предложение организовать обменные гастроли с одним из столичных театров. Наш выбор пал на Театр «На Литейном», который сегодня возглавляет Сергей Анатольевич Морозов, который до недавнего времени был художественным руководителем нашего театра. Мы планируем продолжить сотрудничество с проектом и в будущем и уже предоставили федеральному центру наши предложения по двум направлениям: «Большие гастроли. Федеральная программа» и «Большие гастроли. Региональная программа».
19 ноября Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова открыл гастроли на сцене Театра «На Литейном» в Санкт-Петербурге спектаклем, который можно причислить к «золотому репертуарному фонду» ульяновской сцены, – комедией А.Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». В первый день гастролей ульяновских актеров ждал аншлаг и необычно теплый для Санкт-Петербурга зрительский прием: артистам устроили овацию стоя и трижды вызывали на сцену на финальном поклоне.
Гастроли Театра «На Литейном» в Ульяновске начались на день позже, и на церемонию открытия прибыл руководитель театра Сергей Морозов.
- Я очень рад, что сотрудничество с Ульяновским драматическим театром имени И.А.Гончарова продолжается, - отметил Сергей Морозов, – Благодаря инициативе Натальи Александровны Никоноровой, наладившей тесный профессиональный контакт с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности при Минкульте РФ, стали возможны масштабные обменные гастроли наших театров. Я уверен, что у этого диалога Ульяновска и Санкт-Петербурга – большое будущее, и участие в проекте «Большие гастроли» - лишь одна из ступенек на пути к будущим победам.
Гастроли открыл спектакль – визитная карточка театра: инсценировка повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» была создана специально для Театра «На Литейном»– обладателя одной из самых музыкальных трупп среди драматических театров Санкт-Петербурга. Премьера мюзикла состоялась в 1999 году и с тех пор пользуется неизменным успехом у публики.
В последующие дни Ульяновский драматический театр показал в Санкт-Петербурге лучшие постановки репертуара: спектакль Сергея Морозова «Коварство и любовь» по пьесе Ф.Шиллера и две постановки Искандэра Сакаева «Ромео и Джульетта» У.Шекспира и «Чайка» А.П.Чехова. Предыдущий столь масштабный гастрольный показ в Санкт-Петербурге состоялся десять лет назад: тогда ульяновские лицедеи представили на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» «Трилогию страсти» - три спектакля по романам И.А.Гончарова «Обрыв», «Обломов» и «Обыкновенная история».
- Я была на спектаклях Ульяновского драматического театра десять лет назад, - рассказала зритель спектакля «Коварство и любовь» Ирина, - и, как и тогда, сегодня осталась под огромным впечатлением. Мне кажется, что сегодня театры, их актеры, которые приезжают на гастроли из провинциальных городов, более искренние, душевные. Я поздравляю театр с тем, что гастроли состоялись, что актеров встречают, как сегодня, полные залы, и спектакли имеют успех у зрителей.
«Большие гастроли» Ульяновского драматического театра в Санкт-Петербурге посетили театральный режиссер и продюсер, президент Международного фестиваля «КукART»Давид Бурман, народный артист России, Лауреат Международного конкурса Фонда Герберта фон Караяна, Лауреат Государственной премии Эстонской Республики в области культуры, заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев, актёр музыкального театра, певец, лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра» Иван Ожогин.
- Очень хорошее ощущение театра, - поделился впечатлениями Давид Бурман, - Актеры начинают просто, но режиссер дает каждому из них возможность показать бриллиант своего таланта, как в хорошем оркестре: «А теперь вы, пожалуйста». Ты понимаешь, что не только «первая скрипка» играет, это слаженный ансамбль, который и дарит «ощущение Театра».
Репетиции перед гастрольными показами проводили авторы двух спектаклей, которые вошли в гастрольную афишу: петербургские режиссер Искандэр Сакаев и художник Дина Тарасенко.
- Это большая удача, настоящее счастье, что два моих спектакля, поставленных в разное время, оказались здесь, на сцене Театра «На Литейном» - одного из самых интересных театров в Санкт-Петербурге, – рассказал режиссер Искандэр Сакаев, - Думаю, мы смогли выйти на качественно иной уровень исполнения – и вследствие этого получили очень хороший, прочувствованный зрительский прием. Такой опыт дорогого стоит.
Ульяновский зритель так же тепло встречал артистов Театра «На Литейном». Комедия «Примадонны» стала абсолютным хитом «Больших гастролей» в Ульяновске, билеты на спектакль были раскуплены за месяц до показа. Из-за травмы исполнителя режиссеру постановки и руководителю театра пришлось дебютировать на ульяновской сцене в качестве актера: Сергей Морозов к восторгу публики исполнил роль Пастора. Продолжили гастрольную программу спектакль-номинант Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» «Отцы и сыновья» по мотивам романа И.С.Тургенева и драма «Семейный портрет» по пьесе М.Горького «Последние».
- Гастроли – одна из крайне важных составляющих театрального процесса, - считает заслуженный артист Виктор Чукин, - Театр должен видеть нового зрителя, не знакомого с актерами, с репертуаром. Это тот творческий вызов, который позволяет наиболее объективно оценить свою работу, он мобилизует и повышает творческую ответственность актера перед аудиторией. К примеру, я увидел, как молодые зрители вскочили с мест и восхищенно аплодировали спектаклю «Ромео и Джульетта» в Санкт-Петербурге. В столичном городе у молодых людей – множество возможностей провести свободное время. Тот факт, что они устраивают овацию давно и всем известной истории в исполнении наших актеров, в интерпретации Искандэра Сакаева, означает одно: спектакль растет. И растет благодаря таким встречам с новым зрителям.