15 апреля артисты и любители театра вспоминают солнечный талант народной артистки России Лии Ефимовны Радиной: в разгар весны 1921-го года на свет появилась будущая актриса, чьи песни звали в бой солдат Великой Отечественной войны, а сценические образы до сих пор отзываются теплом в сердцах поклонников Ульяновского драматического театра.
Ульяновск стал для Лии Ефимовны Радиной конечной станцией долгого и непростого пути, жизненного и творческого. Родилась в Самаре, позже перебралась в Оренбург с родителями, училась актерскому мастерству в Саратове… Но в планы вмешалась война. Саратовское театральное училище закрыли, студентов распустили. Вернулась в Оренбург и Лия Радина. В 1941 году известный композитор Василий Соловьев-Седой организовал в тогдашнем Чкалове Фронтовой театр «Ястребок», и молодая актриса вступила в ряды действующей армии в составе этого коллектива.
Артисты фронтовых концертных бригад и театров в годы Великой Отечественнной войны побывали в каждой части Красной Армии и провели для солдат больше миллиона спектаклей, концертов и творческих встреч. Выступали в непосредственной близости к передовой, на любой площадке: под открытым небом, в блиндажах и землянках, на палубах военных кораблей и аэродромах. Лия Ефимовна вспоминала один из пронзительных эпизодов фронтовой истории «Ястребка»:
«Калининский фронт. Концерт перед наступлением. 4 часа утра. Покосившаяся изба. Две керосинки. Два огарка свечи. Солдаты в белых маскировочных халатах с автоматами на груди. Сразу после концерта идут в наступление. Мы в вечерних туалетах даём концерт. И вот, когда я закончила петь «Синий платочек», ко мне из первого ряда подошел парень, взял за плечи и сказал: «Иду в бой за синий платочек». И ничего дороже за 50 лет моей творческой жизни не было, потому что я поняла, как нужна была солдату моя песня. Они ушли, нас спрятали в блиндаж. Земля ходила ходуном, и мы ждали смерти. Вдруг влетает девчонка: «Товарищи артисты, вы что приуныли, наши-то две деревни у немцев взяли!» Вот она — сила искусства. Вот как нужна была песня продрогшему, невыспавшемуся солдату, каждую минуту смотрящему в глаза смерти… А того парня убили, и когда мы пошли прощаться с ним, только тогда я его рассмотрела — светлые вьющиеся волосы, совершенно юное лицо, упрямый подбородок и навеки закрытые глаза…»
В конце 1943-го в разгар войны судьба подарила Лии Радиной главного человека в жизни – уроженца симбирской Прислонихи, артиста и ее будущего супруга Матвея Шарымова. Прекрасная история их любви, преданности, радости совместного творчества хранится в стихах Матвея Филипповича, трогательных письмах, которых в дни разлуки Лия Ефимовна получала по 8-10 в день, в ностальгической сепии старых фотографий. После окончания войны супруги служили в театрах Душанбе, Ташкента, Перми, Таллина, пока в 1959 году не перебрались в Ульяновск.
«Без малого сорок лет радовала ульяновцев своим творчеством Лия Ефимовна, - вспоминает директор театра заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. - Особенно ей удавались роли женщин мудрых и добрых. Отрицательных персонажей в её актёрской биографии просто не было. Получив эпизодическую роль спекулянтки в пьесе «Шторм», Лия Ефимовна превратила её в смешную репризу, которую потом много лет играли на театральных концертах. А в образ Бабуцы в грузинской пьесе про трёх влюбленных в неё стариков актриса вложила столько душевного тепла, что название спектакля перед самой премьерой переименовали в «Квартет для души». Её энергии хватало на всех. Устроить ребенка в детский сад, положить родственника в больницу, купить билет на поезд, на самолет, пристроить молодого артиста служить в ульяновский гарнизон (ведь он должен играть спектакли) — всё могла и успевала Лия Ефимовна. «Это — Радина», — представлялась актриса по телефону и в ответ непременно слышала восторженные возгласы. У Лии Ефимовны было столько должностей и регалий, что перечислять их пришлось бы бесконечно. «Если ты гореть не будешь»— читала она на каждой актёрской посиделке. А ещё замечательно пела. Любимый «Синий платочек» и «Давай пожмём друг другу руки». И в её глазах сияли звёзды…»
«Синий платочек» в исполнении Лии Ефимовны позже стал настоящим символом Дня Победы для ульяновцев: актриса пела военные песни на городских праздниках до последних лет своей жизни. Ее жизнелюбие, неутомимая энергия и открытое, неспокойное сердце привлекали людей: Лию Ефимовну неоднократно избирали народным депутатом районного и областного Совета трудящихся, десять лет она возглавляла областное отделение ВТО, четверть века руководила областной военно-шефской комиссией. Ее имя по праву занесено в Золотую книгу Почета Ульяновской области, на Аллее звезд у театрального подъезда заложен памятный знак – звезда Лии Радиной, на стене дома, где много лет прожила Лия Ефимовна, установлена мемориальная доска: живые цветы у нее появляются независимо от сезона и повода. Сегодня, спустя 97 лет со дня рождения любимой актрисы, память о Лии Ефимовне – всеми любимой Лиечке – жива: ее вспоминают все, с кем великая актриса щедро делилась талантом, вдохновляя и вызывая светлые улыбки у зрителей.