Режиссер из Санкт-Петербурга Георгий Цнобиладзе открыл новые театральные пространства для ульяновских зрителей. 6 и 7 октября в Ульяновском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Весенняя гроза» Теннесси Уильямса.
В репертуаре Ульяновского драматического театра появился второй спектакль, созданный по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского. Экспериментальный эскиз по ранней пьесе Теннесси Уильямса «Весенняя гроза» превратился в уникальную для города постановку.
Современным спектаклям тесно в границах классической сценической коробки. Действие то и дело выплескивается в зрительный зал, актеры упорно ломают «четвертую стену», внезапно возникают среди сидящих в зале зрителей или вообще меняются с ними местами, обживая партер, ложи и предлагая публике расположиться на подмостках. Режиссер «Весенней грозы» Георгий Цнобиладзе предложил сделать следующий шаг: премьеру сыграли в пространствах, ранее скрытых от зрителей. Новый спектакль стал еще и экскурсией в закулисье.
Пьеса начинается на сцене, где театральная публика бывала уже не раз. Художник Александр Храмцов максимально открыл пространство от распахнутого люка, ведущего под сцену, до колосников, но эта открытость оказывается обманчивой пустотой в руках фокусника. Из люка поднимается металлическая конструкция – вершина горы, на которой происходят объяснения молодых пар. Она в центре внимания, крупным планом, близко к зрителям, происходящее на вершине чрезвычайно важно, это всполохи зарницы, которые предвещают грозу в финале истории. Путь «наверх» по крутым склонам холма неблизок, герои преодолевают значительное расстояние: сцены у подножия играют на верхнем ярусе колосников, под самой крышей театра, спускаясь по мере «подъема» все ниже. Гора, грозовой пик которой покоряют молодые юноши и девушки, – перевернута и напоминает скорее дантов ад, где самые сильные чувства приносят наивысшие страдания.
Перевернуто не только пространство первого акта, но и привычный способ существования артистов. Действие сопровождает музыка 30-х годов XX века в живом исполнении, и участники джазового ансамбля – Георгий Худоногов, Алексей Кулик, Константин Скуратов, Александр Шалкин и Максим Балакшин – включаются в происходящее, демонстрируя незаурядный актерский талант в дополнение к виртуозному владению инструментами. Актеры в свою очередь получают возможность показать свою музыкальную одаренность, исполняя популярные песни, как это делают героини Марии Прыскиной и Надежды Ивановой, или, как герой Алексея Гущина, превращая свои страстные монологи о жажде бороться со стихией и сбежать от обыденности и пошлости практически в джазовую вокальную импровизацию.
Девушка из хорошей семьи Хевенли Критчфилд (Мария Прыскина) влюблена в простого парня, одержимого идеей освоения диких земель. Сбежать с Диком Майлсом (Алексей Гущин) на Большую реку для нее означает обмануть ожидания родных – и предать свои собственные мечты о будущем. Помочь ей воплотить их может другой юноша – отпрыск богатых родителей Артур Шеннон (Николай Авдеев) – но на его чувства Хевенли не отвечает взаимностью. Забыть школьную любовь Артур пытается с Гертой Нилсон (Татьяна Денисенко) – библиотекарем, местной «феей сказок по вторникам, четвергам и субботам» – и сам того не желая становится для нее последней надеждой на спасение от одиночества. Чувства молодых героев просты и понятны, но в пьесе столь же юного драматурга – Теннесси Уильямс написал «Весеннюю грозу» в 26 лет – обретают особую искренность и остроту. Несмотря на опыт, которым может поделиться старшее поколение героев, молодые должны самостоятельно найти путь на вершину, а родители вынуждены наблюдать и предпринимать тщетные попытки вмешаться.
Второе действие в доме Критчфилдов идет в фойе первого этажа – герои пьесы Уильямса назвали бы его ground floor, «этаж на земле». Земельные владения для южан благородных кровей, к которым можно отнести семью Хевенли, – ценность высшего порядка. Стремление твердо стоять на земле – добродетель, которую мама Критчфилд (заслуженная артистка России Елена Шубенкина) всеми силами пытается привить своей дочери. Зрители в течение второго акта сидят в семейной гостиной, получая возможность в мельчайших деталях рассмотреть «мир под горой» с его земными радостями и приземленными устремлениями.
Несмотря на упреки в самых страшных грехах, которыми Хевенли щедро осыпает мать, Эсмеральда Критчфилд не становится ни водевильной интриганкой, ни комедийной злодейкой. Трогательно забавные попытки сохранить лицо, домашние спектакли с вымаливанием прощения у портрета Полковника скрывают не природное лицемерие, а самозабвенное стремление удержать дочь от ошибок. И, возможно, попытку снова удостовериться, что сама она много лет назад не совершила их же и сделала верный выбор. Союзниками Хевенли в спорах с матерью выступают флегматичный отец Оливер Критчфилд (заслуженный артист России Михаил Петров) и его сестра – эксцентричная старая дева тетя Лайла (заслуженный работник культуры Ульяновской области Фарида Каримова). Актерская супружеская пара к сожалению поклонников не так часто появляется на сцене в одном спектакле, и «Весенняя гроза» позволяет в полной мере насладиться этим слаженным и тонким дуэтом родственных душ.
В третьем действии зрителей приглашают на чашечку кофе в театральный буфет. Там, на сияющей огоньками импровизированной сцене, публику ждет знакомый джазовый квартет и Агнес Пибоди у микрофона (Надежда Иванова). Давая гостям возможность перевести дух, они исполняют несколько зажигательных мелодий, плавно вводя в атмосферу городского праздника у одной из зажиточных семей. Герои находятся тут же, и зрители вскоре становятся свидетелями шумного скандала с потасовкой, особый шарм которой придает деятельное участие джазового ансамбля. Отдельной радостью для присутствующих становится знакомство с Генри Адамсом: эта эпизодическая роль раскрывает комедийное обаяние артиста Артема Трохинова и соперничает за зрительскую любовь с центральными персонажами.
Четвертое действие разворачивается в обычно закрытом для зрителей помещении – административной части театра на третьем этаже. Офисное пространство с белыми стенами и стеклянными перегородками становится городской библиотекой – местом, которое Герта Нилсон ненавидит всеми силами души и в котором, однако, спасается от недружелюбного мира. В этом прибежище странных личностей в полную силу разворачивается драма чувств между Священником Хукером (Денис Бухалов) и старой девой Агнес Пибоди. Паства Хукера, кажется, – сплошь одинокие полусумасшедшие женщины, которым слово Божье нужно куда меньше простого человеческого сострадания и ощущения мужского плеча, и заложник сана утешает их, – больше, чем близкий друг, но все-таки не спутник жизни. Агнес в исполнении Надежды Ивановой могла бы стать героиней немого кино – Чарли Чаплин в юбке, смешной и одновременно страдающий непонарошку.
Трагическая развязка свершается в гостиной Критчфилдов, куда возвращаются актеры в пятом действии. Сбывается и страшное желание Герты – погибнуть в грозу – и главный страх Хевенли – остаться в одиночестве на крыльце своего дома. Грозовые ливни, которые щедро поливали маленький южноамериканский городок, сменяет тихий снег. Он мягко ложится на черные раскрытые зонтики в руках героев, и только Хевенли подставляет холодным снежинкам лицо. Первая серьезная утрата словно лишает ее будущего: впереди только холод, ожидание и увядание. Старшие уверены, что вся жизнь впереди, но – все ли они оправились от той самой страшной первой грозы своей юности?..