Спектакли Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова отсмотрели эксперты Национальной театральной премии «Золотая маска» театральные критики Олег Лоевский и Татьяна Джурова.
Встреча коллектива с критиками состоялась в конце ноября: на обсуждение двух новейших премьер театра, спектаклей «Ревизор» и «Весенняя гроза», собралась почти вся труппа.
«Весенняя гроза» по малоизвестной пьесе Т.Уильямса вошла в репертуар театра по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского.
Арт-директор фестиваля «Новосибирский транзит», основатель и руководитель фестиваля «Реальный театр», лауреат Международной театральной премии им.К.С. Станиславского, лауреат Международной премии им.С.П.Дягилева Олег Лоевский в течение многих лет проводит разноформатные лаборатории, посвященные современной драматургии и режиссуре. В Ульяновске молодые, но уже хорошо известные в театральной России режиссеры за шесть дней лаборатории создали четыре эскиза, каждый из которых был прекрасно принят и публикой, и театром. «Весенняя гроза» в постановке Георгия Цнобиладзе стала вторым спектаклем по эскизу. Режиссер освоил необычные театральные пространства: зрители перемещаются вслед за актерами, а сцены спектакля играют не только на подмостках, но и в фойе, буфете и даже в административном помещении в закулисной части театра. Завершив лабораторию, Олег Лоевский не завершил работу со спектаклями ее участников: каждый из них критик отсматривает и разбирает с актерским коллективом. Отмечая несомненный зрительский успех «Весенней грозы», ее увлекательную внешнюю форму, Олег Семенович уделил значительное внимание анализу природы драматургии Уильямса, тому, как в ранней, малоизвестной пьесе появляются отголоски его будущих вершинных произведений, кроме того – обсудил с каждым из исполнителей ульяновского спектакля созданные ими образы.
Кандидат искусствоведения, редактор интернет-блога «Петербургского театрального журнала», член экспертного совета премий «Золотая маска», «Арлекин», «Прорыв», преподаватель Кафедры сценических искусств РГИСИ Татьяна Джурова приехала в Ульяновск на спектакль Олега Липовецкого «Ревизор». Театральный критик подтверждает давно подмеченную закономерность: порой театры России независимо друг от друга одновременно обращаются к одним и тем же произведениям. Этот спонтанный интерес постановщиков к определенным названиям становится предметом изучения театроведов. По словам Татьяны Джуровой, прошлый театральных сезон в России можно было считать сезоном «Мертвых душ», а в нынешнем театры один за другим выпускают «Ревизоров». Разбор ульяновского спектакля войдет в статью «ПТЖ». Некоторыми впечатлениями от просмотра других спектаклей по пьесе Н.В.Гоголя, а также очень интересными замечаниями по работе ульяновских актеров Татьяна Джурова поделилась на встрече с труппой. Продолжая вслед за коллегой размышлять на тему закономерностей театрального процесса, Олег Лоевский предположил, что сегодня на театральной сцене утрачивает значение язык иносказаний, туманных метафор. Вместо этого востребованы пьесы прямого высказывания, не всегда удобный, но эффективный способ разговора о проблемах современного общества.
Крайне интересным эпизодом встречи стала беседа о новейших тенденциях современного театра в России. Олег Лоевский сформулировал две: театр без актера и театр без режиссера. В качестве примера спектакля, в котором не заняты артисты, привел проект, посвященный репрессиям. На входе каждому зрителю присваивают порядковый номер, в ходе спектакля волонтеры поднимают таблички с цифрами, а вызванные таким образом зрители выходят и читают вслух документы времен Большого террора: доносы, приговоры, стенограммы собраний и другие – испытывая эмоциональное и эстетическое воздействие от соприкосновения с материалом без посредничества актера. Спектакль без режиссера отрицает иерархию постановочной команды: режиссер играет в ней главную роль, а в его отсутствие спектакль становится творчеством равных – художника, композитора, балетмейстера, актера. Яркий пример: спектакль «Диджей Павел», посвященный памяти Михаила Угарова. Основа его – «mp3-пьеса»: плейлист из популярных песен советской эстрады 1980-х, составленный особым образом известным современным драматургом Павлом Пряжко. Известные тексты в исполнении Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, группы «Сябры» и других складываются в продуманную композицию и производят необходимый «театральный» эффект. Стремление выйти за рамки представлений о классической пьесе отразилось еще на одном интересном проекте «Театр плюс наука» в Казани. Объявив конкурс сюжетов, в основе которых лежит научная тема, организаторы отобрали шесть претендентов из нескольких десятков заявок, среди которых, к примеру, оказались изыскания в области квантовой механики, ситуативной экономики. В рамках лаборатории над будущими спектаклями работали режиссеры и ученые. Победителями оказались молодой режиссер из Казани и океанолог из Севастополя. Команда представила постановку, основанную на жизни планктона Черного моря, имевшую огромный зрительский успех.
Не остался без упоминания предстоящий Год театра в России. Весной 2019 года Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова снова окунется в лабораторную работу: Олег Лоевский соберет самых перспективных молодых режиссеров и предложит им освоить пространство Малой сцены театра. Зрителей ждут лабораторные показы и обсуждения увиденного с актерами. Напомним, что главным условием лаборатории Лоевского является зрительское голосование: именно зритель, отдавая голос за или против эскиза, решает, пополнит ли новый спектакль репертуар Малой сцены.