В Ульяновском драматическом театре состоялась необычная премьера. Иронический детектив «Ножницы» придется по душе фанатам детективных расследований, любителям новых форматов театрального искусства, живого общения с артистами и поклонникам творчества режиссера Владимира Золотаря.
Пьесу «Ножницы» в России только начинают активно ставить, хотя на зарубежных сценах постановки по ней бьют все возможные рекорды: первый спектакль в США «Shear Madness» был сыгран в Бостоне в 1978 году – и идет уже более сорока лет – а количество зрителей, привлеченных за эти годы к расследованию преступления, перевалило за 12 миллионов человек.
В Ульяновском драматическом театре «Ножницы» появились с легкой руки Владимира Золотаря. Познакомившись с ульяновскими актерами на лаборатории Олега Лоевского в 2017 году, режиссер выпустил одну из самых популярных премьер последнего времени – версию «Бесприданницы» А.Н.Островского – и завоевал безоговорочную любовь труппы и зрителей. Приступая к новой работе на ульяновской сцене, Золотарь учел «ошибки» прошлого. Зрительские места на «Бесприданнице» располагаются на сцене, поэтому билетов продается совсем мало и разлетаются они из кассы мгновенно. Попасть на его новый спектакль смогут все желающие – и каждый из почти семиста зрителей получит возможность повлиять на финал истории.
«Ножницы» принадлежат к популярному сегодня жанру интерактивных спектаклей. Непосредственное общение с публикой для ульяновских актеров привычно: персонажи обращаются к зрителям за помощью, задают им вопросы, провоцируют на реакцию и играют целые эпизоды в партере и на ярусах. Но детективная история стала настоящим творческим вызовом труппе – и актеры блестяще на него ответили.
Главный кошмар артиста – выйти на сцену и забыть свой текст – над исполнителями «Ножниц» не имеет власти, потому что для значительной части спектакля заготовленного текста просто нет. Исполнители импровизируют, опираясь на реакцию зрительного зала, и с этой точки зрения спектакль приближается к столь популярному жанру стендап-комедии: многие шутки рождаются прямо во время действия, и зрители реагируют на них восторженными аплодисментами.
Пересказывать сюжет «Ножниц» без риска испортить интригу сложно. Завязка проста: в парикмахерском салоне на Спасской происходит убийство всемирно известной пианистки. Подозрение падает на геров пьесы: эпатажного владельца салона, его помощницу, загадочного гостя помощницы и местную диву. Расследование ведется на глазах у зрителей и с их непосредственной помощью. В спектакле нет второстепенных ролей: каждый герой получает свою «минуту славы» и может оказаться в списке подозреваемых (даже следователь!). Вместе с залом клубок преступных интриг распутывают заслуженные артистки России Елена Шубенкина и Ирина Янко, Николай Авдеев и Алексей Вольный, Артем Трохинов и Алексей Гущин, Марк Щербаков и Денис Бухалов, Александр Курзин и Мария Прыскина.
Действие на сцене начинается до первого звонка и не прерывается даже на время антракта. Подозреваемым запрещено покидать место преступления – и актеры не уходят со сцены, оставаясь в стенах уютного салона-парикмахерской, придуманного художником спектакля Михаилом Кукушкиным. Вдохнуть жизнь в пространство спектакля помог художник по свету Александр Рязанцев. Узнаваемые характеры героев подчеркивают стильные костюмы по эскизам заслуженного работника культуры России Ольги Соломко.
Увлеченные театром зрители ходят на полюбившийся спектакль несколько раз, наблюдая за тем, как он меняется со временем, как возникают новые смыслы и оттенки актерской игры. «Ножницы» вызывают соблазн ходить на каждый показ, и дело тут не только в нескольких концовках или импровизации, а в том, что остается за пределами спектакля. На ход расследования могут повлиять самые незначительные детали. Внимательный премьерный зритель нашел в минувшие выходные множество улик, но некоторые «зацепки» были упущены и связанные с ними истории остались не сыгранными. Поэтому «Ножницы» еще долго можно будет считать премьерой – если не всю сценическую жизнь этого спектакля: каждый вечер в ироническом детективе будут реплики, ситуации и целые сцены, которые зритель увидит впервые.