В минувшее воскресенье на Малой сцене драматического театра состоялась первая премьера 234-го театрального сезона. Спектакль «Война еще не началась» по пьесе Михаила Дурненкова поставил участник режиссерской лаборатории Олега Лоевского Александр Плотников.
Премьеру своего ученика посетила преподаватель Высшей школы сценических искусств К.Райкина, актриса театра МТЮЗ заслуженная артистка России Оксана Лагутина.
- Хочу сказать большое спасибо городу, театру и особенно – его директору: у вас тут такая теплая атмосфера. В такой комфортной обстановке приятно и плодотворно работается. Большое спасибо артистам за то, что доверились режиссеру, слышат его. Горжусь Сашей: мне кажется, это тот спектакль, в котором актеры могут расти и получать от этого удовольствие. И, конечно, я в восторге от актерских работ, - рассказала Оксана Лагутина.
Зрителям, которые готовились к походу в театр и прочитали заранее пьесу Михаила Дурненкова, авторский текст вряд ли чем-то помог. В духе современных исканий пьеса «Война еще не началась» не содержит ни привычного конфликта, ни единого сюжета, ни подробно раскрытых героев. Драматург принуждает режиссера рассказывать собственную историю, лишает его возможности спрятаться за текстом и искусно закрученной интригой. В результате возникает живой диалог литературы, театра – и реальности.
Разделив сцену на две половины, Александр Плотников провел границу между привычным человеческим бытом – и неким иным миром. В потустороннем пространстве три безымянных существа в серых плащах (автор костюмов – заслуженный работник культуры РФ Ольга Соломко) в раздумье сидят вокруг массивного глобуса в деревянной оправе.
Режиссер задается вопросом: «Кто эти трое, что заявлены автором набором числительных (Первый, Второй, Третий)?.. Они надевают характеры, как предметы одежды, разрешают коллизии, «играют» в людей, у которых свои травмы, сюжеты. Есть ли у них троих – до того, как они становятся персонажами, и после того – своя история?»
Существа переступают черту – и превращаются в людей. Вселяются в их тела, с удивлением прислушиваются к ощущениям: то ли привыкают к новому, то ли вспоминают забытое. В новом облике они становятся героями непримечательных историй. Но их жажда найти скрытый смысл преображает происходящее. Так случайная измена грозит перерасти в судьбоносную встречу, построенный для родителей дом отнюдь не делает героя хорошим сыном, а родительские наставления ребенку превращаются в настоящий митинг…
«Я люблю такие вещи, от которых залипаешь», – произносит Первый. Эти трое «залипают» в серую обыденность, пытаясь понять, зачем – Человек? Смысл ускользает от взора наблюдателей, в которых безошибочно угадываются ангелы Апокалипсиса. Готовые прекратить существование человечества они, тем не менее, терпеливо взвешивают все за и против.
Герой заслуженного артиста РФ Михаила Петрова и в человеческом обличье сохраняет потусторонние черты. Про таких говорят «с неба упал». Он упал – и никак не может социализироваться, встроиться в эту хаотичную жизнь: то с прямотой заявляет, что готов ждать единственную в буквальном смысле полвека, то оказывается ошарашен перед лицом трагедии «робота» с поломавшимся блоком абсурда. Он сражен бессмысленностью человеческих жизней и готов трубить конец времен еще до поднятия занавеса.
Останавливает его героиня заслуженной артистки РФ Елены Шубенкиной. Ее бесполость – несовременна, не вяжется со знакомым бунтом против гендерных стереотипов. Она спокойна и естественна в роли надмирного наблюдателя, высшего судьи, осознающего необратимость своего вердикта. Именно она в одной из новелл не позволяет убить тирана-мужа, пытаясь вспомнить простое слово, которое оправдает и его, и человечество в целом.
Образ заслуженного артиста России Владимира Кустарникова и новелла с его участием становятся ключом к пониманию пьесы и спектакля. Пациент в больничной очереди заявляет соседу, что он робот, но неотличим от людей, потому что снабжен блоком абсурда, и в доказательство пытается пошутить. По Дурненкову, суть человеческой жизни – ежедневная война с абсурдностью мироустройства, и единственное стоящее оружие в этой битве – самоирония. Александр Плотников все-таки добавляет к этому сострадание – как исконный принцип отношений зрителя и театра. Сопереживать этим обыденным историям значит отдалять конец времен.
Особняком стоит образ Летчика в исполнении Дениса Бухалова. Не прописанный в пьесе, он органично влился в спектакль – как тревожный отзвук прошлых войн и предостережение будущему: настоящая война еще не началась.
Фото Павла Шалагина