В Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова состоялась премьера спектакля «Страсти по Маддалене» с Оксаной Романовой в главной роли. Спектакль стал первой постановкой пьесы Дона Нигро «Маддалена» в России.
Историю современной американской Медеи, рассказанную драматургом Доном Нигро, русский театр знает благодаря неустанному труду переводчика Виктора Вебера. Именно он открыл плодовитого автора нашей сцене – и продолжает пристально следить за судьбой переведенных им произведений Нигро в стране. Так, первую в России премьеру пьесы «Маддалена» (и одну из первых в мире!) Виктор Анатольевич посетил лично. Включив Ульяновск в маршрут автомобильного путешествия, переводчик увез с собой яркие впечатления от театра, Родины талантов, а также – сувенирную «Кепку Ильича».
- Мощная пьеса, мощная постановка, мощная зрительская отдача. Сюжету не одна тысяча лет, оболочка американская, но эмоции человеческие, а потому не имеющие ни национальной, ни территориальной принадлежности. Трагическая, но понятная всем история. Написанная в традициях русского драматического театра и реализованная в тех же традициях Евгением Ланцовым… Достойный пример того, как режиссер не топчется на костях текста, не заявляет: «Я так вижу», а бережно раскрывает на сцене авторский замысел. И выигрывает от этого не только постановка, но и зрители. Они видят прекрасную историю, рассказанную прекрасным сценическим языком. Спасибо за восхитительную премьеру, - сказал Виктор Вебер.
Евгений Ланцов впервые приступил к работе над «Маддаленой» во время режиссерской лаборатории Олега Лоевского. Эскиз показали на Малой сцене – и с первого же эпизода стало понятно: эпический размах истории требует большой формы. Масштабную сценографию к спектаклю придумал и воплотил заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. Зрителей встретил просторный дом на американском ранчо в штате Огайо. В сплетении его деревянных балок угадываются очертания остова корабля. Война за морем осталась в прошлом героя Виталия Пичика – Ясона. Он вернулся из Италии после завершения кампании США во время Первой мировой войны. Домой привез молодую супругу – прекрасную итальянку Маддалену. Но ожидания счастливой жизни рухнули. Настоящее Ясона – бесправное существование на ферме у дяди, и его военная выправка исчезает вместе с мундиром, уступая место рубахе реднека.
Дебютная роль Виталия Пичика на ульяновской сцене оказалась ярким стартом, а зрители узнали в фактурном герое персонажа телевизионных фильмов «Улица разбитых фонарей», «Бандитский Петербург. Адвокат», «Русский бунт», «Тайны следствия. Странности Алисы», «Убойная сила 3. Спидвей», «Глухарь 2», «Иван Грозный», «Черчилль», «Достоевский» и многих других.
Дон Нигро в комментарии к пьесе описывает Маддалену как брюнетку с голубыми глазами, противопоставляя ей светловолосую Глинис, – старинную незаживающую любовную рану Ясона. Драматург называет Глинис золотым руном: именно ее жаждет заполучить герой. Евгений Ланцов невольно спорит с автором. Ульяновская Маддалена в исполнении златовласой Оксаны Романовой облачена в яркий желтый сарафан (художник по костюмам – Наталья Войнова) – и становится зримым воплощением сияющего чуда из дальних стран, того золотого руна, которое в руках Ясона обращается в пепел. Соперница Маддалены Глинис – темноволоса: Ольга Новицкая создает намеренно утрированный образ избалованной наследницы огромного состояния, прекрасной фарфоровой куклы в алом платье.
- Наверное, я внешне мало напоминаю итальянку, хотя некоторые источники и утверждают, что до пришествия арабов итальянцы были белокурыми. Но главное здесь – русские и итальянцы очень похожи темпераментом, силой страсти. Это история о земной женщине, не о какой-то мифической полубожественной Медее. Дон Нигро написал длинное предисловие, где рассказал о реальной Маддалене, печально известной убийце, чью историю он долго пытался осмыслить – и получилось у него пересказать это непростое сплетение событий через миф о Медее, – рассказала Оксана Романова.
Гротескно очерчены и другие герои. Согласно режиссерскому решению, некоторым актерам досталось по две роли – проводить параллели между ними доставляет особенное интеллектуальное удовольствие. Почти карикатурен в своей самоуверенности дядя Сирил – а впоследствии и богач Гарри Макбет в исполнении заслуженного артиста Украины Андрея Бориславского. Его дочерей Виолетту и Мери – девиц несносного переходного возраста с пробелами в воспитании – сыграли Ольга Новицкая и Дарья Фарафонтова. Они же создали двух ключевых героинь: взбалмошную разлучницу Глинис и экзальтированную дочь Маддалены Ариэллу. Сергей Чиненов с его особенной харизмой воплотил двух непохожих героев: мужа Глинис усатого волокиту Кона и трогательно смешного сына Маддалены Эндрю.
Этот парад характеров существует только в голове Маддалены. Реальность же неприглядна: произошло несколько смертей, утром итальянку ждет суд – справедливый или линчевание. А ночью по горячим следам допрос ведет местный шериф Джон Белецци (заслуженный артист России Виктор Чукин). Выбрав для себя нелегкий путь правдоискательства, шериф пытается заглянуть в воспоминания своей узницы: но действие, которое буквальным образом происходит вокруг Джона, ему не открывается.
Игра с зримым и недоступным взору становится одним из главных приемов спектакля. Кроме блуждающего среди чужих воспоминаний шерифа, по ту сторону восприятия существуют героини народной артистки России Зои Самсоновой – Дейра и Ведьма. Сумасшедшая мать Ясона Дейра Корниш появляется на авансцене в луче света. Она откликается на происходящее редкими бессвязными фразами, которые складываются в предостережение: постоянно запертая в доме умалишенных, героиня будто все время присутствует рядом с сыном, обладает даром предвидения. В финале актриса появляется уже в образе Ведьмы, но отличия между двумя этими женщинами невелики: «Все мы – одна Ведьма». Только она видит, что бушует в голове Маддалены, – пламя боли и мудрости прошлого, хранительницами которых во все времена выступали женщины.
В будущем ульяновские театралы смогут увидеть в роли Ведьмы и народную артистку России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Клару Шадько.