В конце октября и начале ноября Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова представил регион в Республике Кипр, Израиле и на Международном театральном фестивале «Маскерадъ» в Пензе, где был отмечен двумя наградами.
Осенний гастрольный марафон открыла поездка на Кипр. Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова принял участие в масштабном кросс-культурном событии – Российских театральных сезонах на Кипре. На сценах Российского центра науки и культуры в Никосии и Муниципального театра Ларнаки ульяновские актеры представили две знаковые для региона театральные постановки: «Бедная Лиза» по повести Н.М.Карамзина и интерактивный спектакль для детей «Азбука хорошего поведения» по стихам Андрея Усачева.
- Сотрудничество театра с Российскими центрами науки и культуры в Европе продолжается уже пять лет, - рассказала директор театра заслуженный работник культуры России Наталья Никонорова. – Русскоязычная публика, которая проживает за пределами страны, всегда дарит нам теплый прием: для них встреча с русским театром – это восстановленная связь с родной культурой. Но на Кипре нас ждал творческий вызов. Спектакли Ульяновского драматического театра шли с греческими субтитрами. Многие местные зрители впервые открыли для себя имя русского классика, знаменитого симбирянина – Николая Михайловича Карамзина. Тонкая работа режиссера Сергея Морозова и талант молодых актеров преодолели языковой и культурный барьер, спектакль «Бедная Лиза» имел успех. Не менее живой отклик у детской аудитории получила и «Азбука хорошего поведения». До показа был организован мастер-класс школы этикета, и наша «Азбука» стала замечательной возможность закрепить знания на практике и поиграть с обаятельными персонажами спектакля.
Проект «Российские театральные сезоны на Кипре» организован посольством Российской Федерации и Российским центром науки и культуры в преддверии Года театра в России и проходит под патронатом президента Никоса Анастасиадиса. К участию в «Сезонах» также приглашены театры и филармонии Нижнего Новгорода, Тулы, Белгорода, Пензы, Владимира, Перми, Санкт-Петербурга, Москвы.
В октябре продолжил свое шествие по фестивальным сценам и спектакль «Ревизор» Н.В.Гоголя. Провокационная комедия по классическому тексту в постановке Олега Липовецкого получает самые разнообразные оценки экспертов. Если жюри фестиваля «Волга театральная» в Самаре отметило работу художника Якова Каждана, то их пензенские коллеги сосредоточились на выразительности актерского существования. По итогам Международного театрального фестиваля «Маскерадъ» коллектив Ульяновского драматического театра получил «Серебряную маску» за «Самый интерактивный спектакль», а исполнителя роли Хлестакова Александра Курзина наградили в номинации «Психологическая эксцентрика».
Фестиваль «Маскерадъ» был посвящен 145-летию Всеволода Мейерхольда. Главным принципом отбора участников стала творческая биография знаменитого деятеля театра. В афишу вошли названия, над которыми работал практик театрального гротеска: «Женитьба», «Свадьба Кречинского», «Чайка», «Гроза», «Ревизор». Номинации, в которых участников фестиваля отмечало жюри, также были придуманы в духе Мейерхольда. Так, Игорь Яцко, исполнитель роли Подколесина в «Женитьбе» Московского театра «Школа драматического искусства» (режиссёр Александр Огарев) получил награду «За талантливый диссонанс в медитационном спектакле», Пензенский театр драмы и его спектакль «Свадьба Кречинского» отмечен как «Самый биомеханический спектакль». «За верность идее и памяти мастера» награду получил столичный театр «На Юго-Западе» и его спектакль «Чайка».
«Ревизор» 1926 года считается одним из самых значительных спектаклей Всеволода Мейерхольда. В нем воплотился весь опыт предыдущих постановок, стремление очистить произведение Гоголя от театральных штампов, обнажить его истинную суть. Обращение к тексту с такой давней сценической историей сегодня возлагает на режиссера немалую ответственность. Трактовка Олега Липовецкого, на первый взгляд, – типичное «осовременивание классики». Но за переодеванием гоголевских чиновников в духе офисного дресс-кода стоит безусловное внимание и уважение к авторскому тексту. Позицию постановщиков высоко оценило жюри фестиваля «Маскерадъ», в состав которого вошли легендарные театроведы и критики: заслуженный работник культуры РФ Николай Жегин, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Подгородинский, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Валентина Фёдорова и другие.
«Очень хочется выступить от имени Всеволода Эмильевича Мейерхольда и сказать: «Мейерхольду бы понравилось!» - хотя я и считаю, что не имею на это права. Во всяком случае, думаю, он оценил бы смелость и неожиданность решения», - сказала Валентина Федорова.
Традиционный дневник фестиваля «Маскерадъ» вели студентки театроведческого факультета РАТИ-ГИТИС. Ученицы А.В.Бартошевича и В.Ю.Силюнаса отметили «социальный нерв» спектакля «Ревизор» Ульяновского драмтеатра – и надежду на молодое поколение, которую пестует режиссер.
«В трактовке режиссера будущее мира (нашего с вами) в руках молодых, единственная возможность спастись и спасти мир. В финале только Марья Антоновна не оказалась под напряжением-замыканием немой сцены и, оценивающе оглядев бьющихся в судорогах взрослых, а также зрительный зал, поняв, «как прекрасен этот мир», закинула на плечо рюкзак и ушла вглубь сцены, покинув вечную стройку», - написали Вероника Ерофеева и Евгения Ноздрачева.
Продолжил фестивальный нон-стоп ежегодный «Театральный дивертисмент» в Израиле. С 2011 года Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова представил на сценах крупнейших израильских городов девять спектаклей. В Год театра выбор пал на особенное название репертуара – иронический детектив «Ножницы» по пьесе Пауля Портнера в постановке Владимира Золотаря, который с спехов прошел в городах Ашкелон, Ашдод и Ришон-ле-Цион.
В последний день израильских гастролей день рождения отметила заслуженная артистка России Елена Шубенкина. Настоящим подарком имениннице стало посещение Иерусалима.
Завершающим гастрольным аккордом для ульяновских актеров станет поездка в Москву в середине ноября.