1 марта на Малой сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова состоялась премьера. Герои пьесы Славомира Мрожека “Эмигранты” в новом спектакле Максима Копылова сошлись в поединке противоположностей на символическом ринге.
Сюжет пьесы “Эмигранты” до абсурдного прост: два эмигранта встречают Новый год в съемной квартире и спорят о смысле жизни за бедным праздничным столом. Каким образом из этого выросло одно из самых значительных произведений как в биографии Мрожека, так и в послевоенной польской драматургии в целом, - загадка гениального драматурга. Равняясь на классика, свой талант ярко проявили актеры Марк Щербаков и Андрей Бориславский, режиссер Максим Копылов и автор музыкального оформления Олег Яшин, превратив двухчасовой диалог в увлекательное и напряженное театральное действо.
Максим Копылов выступил в роли не только режиссера, но и автора художественного оформления сцены и костюмов. Спектакль “Эмигранты” скуп на средства внешней выразительности. В темноте на планшете сцены светится квадрат, в левом углу - буквы “АА”, в правом - “ХХ”. Именно так зовут персонажей пьесы, которые сойдутся в поединке на этом театральном ринге.
Щелчок - вспыхивает лампочка и выхватывает из тьмы фигуру АА (Марк Щербаков), сидящего за столом по центру, и стоящего в глубине сцены спиной к зрителю ХХ (заслуженный артист Украины Андрей Бориславский). Щелчок - снова темно. Свет монотонно загорается и гаснет, в музыке возникает звук падающей воды - словно герои подвергаются изощренной пытке. Нюанс в том, что эти двое, живущие в конуре под лестницей, истязают не друг друга: каждый - палач для самого себя.
Композитор Олег Яшин рассказал о работе над музыкальным оформлением спектакля: “Театральная музыка - это, прежде всего, литература. Мы опирались на пьесу Мрожека, его философию, образы, ритм, скрытый между строк. На первую же репетицию я принес флейту, из ее звуков возник образ: люди сидят в каком-то подвальном помещении с трубами, им слышен шум воды, сверху доносятся звуки праздника. Музыка отразила конфликт этих людей, борьбу двух тем: художник и обыватель. Постепенно из первых впечатлений, из очень точных требований режиссера, из органики исполнителей ролей родилось две оригинальные музыкальные темы для флейты. Кроме них, использовали композиции Сергея Курехина и двух польских композиторов: глубокого, удивительного классического музыканта Збигнева Прайснера и джазового композитора Збигнева Намысловского”.
Жизненные истории и мечты героев - диаметрально противоположны. Интеллигент АА эмигрировал по политическим причинам, пишет роман о природе рабства, обратный путь на родину ему закрыт. Работяга ХХ оставил родную деревню, чтобы заработать денег на собственный дом, ценит удовольствия и каждую секунду мечтает о возвращении к семье. Как истинные противоположности, эти двое - стороны одной медали: не получив желаемого дома, оба пытаются стать значительными в прекрасном месте - “там, где нас нет”.
Впрочем, счастье в убогое жилище не спешит. Попытки беседовать, взаимодействовать в быту высекают из земляков искры, рождая то смех, то оторопь. Роман АА о рабстве никак не пишется в свободной стране, а идеальный дом в воображении ХХ становится все более роскошным и отодвигает финиш гонки за большими деньгами все дальше. Что за сила удерживает героев в месте, где они несчастны? Разве не этот же вопрос веками задают себе все новые и новые поколения людей, бегущих в колее ежедневных обязанностей, разрывающихся между чувством и долгом?
Драматург вкладывает ответ в уста ХХ (а не философа АА): власть, перед которой все рабски равны, и дурак, и умник. Режиссер продолжает вслед за автором: власть, которую каждый из героев сотворил в своих мыслях и повинуется ей, как джинн, запертый в светильнике и готовый исполнять чужие желания, как свои собственные. Полночный разговор, который колеблется от остроумной перепалки и обмена колкостями до неистовых проповедей, ведется о каждом из нас - живущем в мире, где нет уже ни Славомира Мрожека, ни социалистического лагеря, но вечна человеческая мечта о лучшей жизни.
“Очень рада за наш театр, в репертуаре которого появился такой умный, тонкий спектакль, за блестящую работу моих коллег и за зрителей, которых ждет встреча с прекрасной драматургией и талантливой режиссурой. "Эмигранты" - доверительный разговор о человеческой свободе и стремлении к счастью, и я, как зритель, с удовольствием приняла участие в этой беседе. Поздравляю всех с премьерой!” - поделилась впечатлениями после спектакля актриса Оксана Романова.