26 сентября на Основной сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова состоялась премьера музыкальной комедии «Кадриль» по пьесе Владимира Гуркина. На первый спектакль в Ульяновск приехала дочь драматурга Екатерина.
Любовь непредсказуема. Это нехитрое утверждение справедливо как для сюжетов всенародно любимых пьес Владимира Гуркина, так и для его собственной творческой судьбы. Талантливый актер, которого с теплотой вспоминает вся театральная Россия, от иркутской и омской драмы – до МХАТа и «Современника», режиссер нескольких спектаклей на сцене родного ему Черемховского драматического театра – главным делом своей жизни считал все-таки драматургию. Его самобытный литературный дар проявился в небольшом, но разнообразном наследии – которое еще ждет своего внимательного читателя, актера и зрителя. Но сердцу не прикажешь, и широкой публике пришлись по душе всего три его пьесы: «Любовь и голуби», «Прибайкальская кадриль» и «Саня, Ваня, с ними Римас». Они с завидным постоянством мелькают в афишах, радуя все новые поколения зрителей историями из жизни бедной, но жизнерадостной русской деревни.
«Владимир Гуркин – не только «деревенский писатель», - подчеркивает его дочь Екатерина, - Его интересовали самые разные темы. Лично я вершиной его творчества считаю роман для театра «Плач в пригоршню». В любой работе ему было свойственно желание дойти до сути, стремление к глубине, философии. Наверное, поэтому в героях, списанных с натуры в далекой сибирской деревне, Владимиру Гуркину удалось найти что-то общее для всех нас».
В Ульяновском драматическом театре «Кадриль» поставил режиссер Евгений Ланцов. Сибирский юмор прижился на симбирской сцене: актеры в один голос говорили, что работалось легко и радостно, – и это чистое счастье от соприкосновения с творчеством одного из лучших российских комедиографов конца ХХ века передалось зрительному залу.
«Я, конечно, совсем не беспристрастный зритель. Видела очень много постановок «Прибайкальской кадрили», в том числе – папину постановку 2003 года, много раз читала и хорошо знаю пьесу. Поэтому сложно судить, теряется свежесть восприятия. На этом спектакле меня порадовало, что актеры получают огромное удовольствие от материала, и их увлеченность, настроение передаются зрителю, подобрано прекрасное музыкальное оформление, все замечательно поют. Но самое важное – спектакль передает дух пьесы, он утоляет тоску современного человека по доброму юмору, непосредственным характерам. Поздравляю ульяновский театр, режиссера и актеров с премьерой и желаю «Кадрили» еще долго радовать зрителей, - сказала Екатерина Гуркина.
Центральное место на сцене, по замыслу художника спектакля заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Медведя, занимает Дом. Точнее – его контур с непременным дымоходом и телевизионной антенной на крыше. По бокам – две двери. А все вместе напоминает распахнутые ворота.
Вот так – душа нараспашку, у всех на виду – много лет подряд в одном доме напополам живут две семьи, Звягинцевы и Арефьевы. Из-за недоразумения (роль одинокой деревенской Пандоры, случайно перевернувшей размеренную жизнь, в разных составах сыграли Мария Жежела и Кристина Каминская) вспыхивает ссора – и огневые Лидия (Дарья Долматова) и Валентина (Ольга Новицкая) меняются мужьями. Мол, поживи, соседка, с моим, взвоешь! Пыл ссоры быстро угас, но сказанного не воротишь. И вот за чужим столом сидят: у Лидии – робкий Саня (Алексей Вольный), а у Вали – боевой и шумный Николай (Николай Авдеев). Как жить дальше? Жалеют ли супруги о принятом сгоряча решении? Или все кончено? Наивные попытки выяснить, как там живут за стенкой «молодожены», заставляют зал то и дело взрываться хохотом, а знакомые песни актеры и зрители поют хором.
Первого выхода на сцену в новом спектакле ждет и «заслуженный» состав «Кадрили»: заслуженные артисты России Михаил Петров, Владимир Кустарников, Ирина Янко и Елена Шубенкина. По слова режиссера, это будет немного другая история. И все же главная мысль останется неизменной: любовь непредсказуема, но только она делает нашу жизнь прекрасной.
Фоторепортаж Павла Шалагина смотрите по ссылке.