5 октября юбилей отмечает Народный артист РФ, почетный гражданин Ульяновской области Алексей Данилович Дуров. Мы присоединяемся к самым сердечным пожеланиям Мастеру и вспоминаем яркие события его судьбы длиной в восемь десятилетий.
Десятилетие первое. Его детство – война.
Рожденного в 1940 году в подмосковном Серпухове белокурого мальчика Лешу ждало суровое детство. Первое воспоминание – вернулся в 1944 году раненый отец. До сих пор на кончике языка – сладкий вкус хлеба, который мать испекла к Дню Победы. На местном хлебозаводе трясли пустые мешки из-под драгоценной муки, забирали добытое вместе с соринками, нитками, камушками, просеивали – ароматный ломоть ржаного хлеба вприкуску с крошечным кусочком белого был лучшим лакомством для детворы. За великим праздником Победы последовал невыносимый голод, словно война недобрала свое. Голодные годы оставили в наследство железный характер и привычку к тяжелом труду.
Десятилетие второе. Самодеятельность и благословение советской Софи Лорен.
Серпуховская школа подарила Алексею Дурову первые театральные впечатления – да еще какие! Класс возили в Москву на спектакли: «Почему-то попадали в театр на Таганке», - вспоминает Алексей Данилович. В этом здании до прихода Юрия Любимова располагались филиал Малого театра и Московский театр драмы и комедии, а в ту самую в знаменитую любимовскую «Таганку» нашему герою предстоит вернуться уже в студенчестве. Последствия прививки искусством сказались незамедлительно: участие в самодеятельном театре при местном доме культуры, а после школы – в армейской самодеятельности. Там-то и случилась судьбоносная встреча с актрисой Натальей Фатеевой. «Советская Софи Лорен» подошла после концерта в части к юноше, который только что пылко читал Твардовского, и сказала: «Вам надо поступать».
Десятилетие третье. Университеты.
Основы мастерства заложили педагоги и первый режиссер. В 1962 году Алексей Дуров поступил в ГИТИС им. Луначарского. Курс вели легендарные Борис Бибиков и Ольга Пыжова – ученики К.С.Станиславского и М.А.Чехова, воспитанники Первой студии МХТ, из-под крыла которых выпустилось немало отечественных звезд театра и кино: Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Надежда Румянцева, Леонид Куравлёв и многие другие. Молодой актер с твердыми творческими принципами попал по распределению в Ульяновский драматический театр, где его наставником стала Вера Андреевна Ефремова. Именно она выдала Алексею Дурову путевку в большое театральное будущее, доверив знаковые роли в лучших своих спектаклях: «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Дело Артамоновых» А.М.Горького, «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Поднятая целина» М.А.Шолохова.
Десятилетие четвертое. Такой молодой!
В 1970 году Советский Союз отмечал 100-летие со дня рождения знаменитого уроженца симбирской-ульяновской земли – Владимира Ленина. Родина Вождя преобразилась к юбилею: отныне городская панорама на высоком берегу Волги немыслима без величественного здания Ленинского мемориала. На недавно реконструированной сцене Ульяновского драматического театра идут спектакли «театральной ленинианы». Среди артистов-исполнителей роли Владимира Ульянова – и Алексей Дуров. Фотопробы (их утверждала Москва) хранят фирменное ленинское лукавство во взгляде, которое так удавалось артисту Дурову. Говорят, грим хвалил сам Олег Ефремов – и справлялся, что за артист. Тот, однако, уже прочно врос корнями в волжскую землю. Уроки мастерства, взятые у корифея сцены Матвея Шарымова во время работы над пьесой о Ленине «Между ливнями» Штейна, пригодились в работе над «Ульяновыми» В.Осипова и «Во имя жизни» о революционерке Жанне Лябурб.
Десятилетие пятое. Путь наверх
В 1983 году Алексей Данилович Дуров был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР». Ветер перемен реет над страной – и театр, как государство в миниатюре, никак не может определиться со своим будущим. Впрочем, у каждого из то и дело сменяющихся главных режиссеров и череды приглашенных для Дурова находится работа: «Коварство и любовь» Ф.Шиллера в постановке Модеста Абрамова, «Последняя жертва» А.Н.Островского, поставленная Юрием Галиным, «Ромео и Джульетта» Олега Зарянкина… В 1987 году ульяновскую сцену ждет крутой вираж.
Десятилетие шестое. Труппа театра-легенды
Новым художественным руководителем областной драмы назначен Юрий Копылов, который в течение четверти века последовательно будет строить «Театр высокой драматургии», предлагая зрителям афишу из редких и малоизвестных названий, дерзая браться за материал, до тех пор считавшийся несценичным, – и побеждая. Алексей Дуров становится крепким звеном «труппы Копылова», занят во многих его знаковых спектаклях: «Ричард II» У.Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, удостоенные Государственных премий России «Обрыв» И.Гончарова и «Генрих IV» Л.Пиранделло, «Волки и овцы» А.Н.Островского, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Павел I» Д. Мережковского. За роль Шабельского в «Иванове» А.П.Чехова был отмечен дипломом международного фестиваля в г. Тольятти в 2000 году.
Десятилетие седьмое. Почтенный возраст и почетные звания.
Двухтысячные подарили Алексею Дурову два сорокалетия: сорок лет на сцене Ульяновского драматического театра и сорок лет совместной жизни.
«Это настоящий подвиг, – говорила об Алексее Дурове народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Клара Шадько. – Попробуйте проработать 40-50 лет в одном месте! Таким актерам нельзя создать некий шаблон, играть одно и то же. Но Алексей Данилович – трудоголик, он ищет новое до изнеможения…»
Награды и профессиональное признание не заставили себя ждать: в 2002 году имя актера было занесено в Золотую книгу Почёта – присвоено звание «Почётный гражданин Ульяновской области», в 2008 актер был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации», а в 2010 – награждён почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель».
Главной же наградой в счастливом браке для Алексея Даниловича остаются сын и внуки: продолжать актерскую династию они не стали, но бережно собирают архив отца и следят за его творчеством. Кстати, несколько рукописных тетрадей, которые Алексей Дуров вел при подготовке ряда ролей, сегодня хранятся в фонде Краеведческого музея.
Десятилетие восьмое. Открытый мир.
Восьмой десяток – не время отправляться на покой. Напротив, Алексея Дурова в десятые годы XXI века ждало немало встреч с публикой других городов.
В 2014 году состоялась премьера спектакля «Бедная Лиза» по повести Николая Карамзина. Постановке суждено стать визитной карточкой театра и завоевать признание на всероссийском и международном уровне. Стоит ли говорить, что Алексей Данилович не только на сцене дирижировал действием в образе Старика с книгой, но и во время репетиций вложил немало своего мастерства в создание этого особенного спектакля. Итог – триумфальные показы на Международном фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде, премии Фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей» и Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» в Ульяновске.
Самый титулованный спектакль ульяновской сцены – комедия А.Н.Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Алексей Данилович ввелся на роль Силы Грознова в 2013 году – и тем самым продлил его жизнь на подмостках. Спектакль ждало буквально большое гастрольное будущее: в 2014 году он вошел в афишу гастролей во Владикавказе, которые прошли при содействии Центра поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ, а в 2017 – стал участником федеральной программы «Большие гастроли» и был показан на сцене Театра «На Литейном» в Санкт-Петербурге.