В Ульяновской области завершился VI Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы». Участниками программы, проходившей с 5 по 12 декабря, стали 14 коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Димитровграда, Твери, а также Донецка, Дании и Израиля.
«В этом году внимание было сосредоточено на местных театрах, не исключая того, что часть афиши составляли спектакли гостей и зарубежных коллег. Я впервые наблюдала, с каким трепетом и профессиональным азартом, с какой ответственностью театры Ульяновской области подошли к фестивалю с таким непростым и торжественным названием: «История государства Российского. Отечество и судьбы». Ульяновская земля – действительно родина талантов. Здесь чтят историю и людей, которые ее создают», - сказала автор идеи и председатель жюри фестиваля, московский театральный критик Ольга Сенаторова.
В связи с введением ограничительных мер основу программы составили постановки профессиональных театров региона. Коллективы сыграли их на собственных площадках. Гостями сцены Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова стали артисты Театра «На Литейном» из Санкт-Петербурга и Московского театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Спектакли зарубежных коллективов и Тверского государственного театра кукол были представлены онлайн.
«В основе миссии фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» - глубинное понимание культуры в целом и театрального искусства в частности, как основы национального самосознания, вместилища социального опыта и нравственных ценностей народа. Мне хочется выразить слова благодарности Ульяновскому драматическому театру имени И.А.Гончарова, всему его коллективу, артистам, организаторам, руководителю Наталье Александровне Никоноровой за то, что он состоялся несмотря на такие условия. Семь дней, четырнадцать коллективов, девятнадцать спектаклей основной и дополнительной программы сложились для жителей и гостей Ульяновской области в одно из самых заметных и важных событий культурной жизни», - отметила заместитель Министра искусства и культурной политики Ульяновской области Алена Корчагина.
В заключительный день фестиваля на сцену Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова вышли артисты Московского театра «У Никитских ворот». Они представили спектакль «Фанни», основанный на фактах биографии режиссера-постановщика и художественного руководителя коллектива народного артиста России Марка Розовского и судьбе Фанни Каплан. Премьера состоялась в сентябре 2020 года, и жители Ульяновска стали одними из первых зрителей уникальной постановки.
«Проводить театральный фестиваль в эти дни – подвиг, подвиг вашего города, его руководства. Я бесконечно благодарен директору театра Наталье Александровне Никоноровой. Ее деятельная натура, энергетика, любовь к людям – уникальны. Искренне благодарю Губернатора Сергея Ивановича Морозова за то, что он поддержал Ульяновский театр имени И.А.Гончарова в проведении этого праздникаискусства.Сегодня вы все доказываете и словом, и делом, что ваш регион активно поддерживает театр и великую русскую культуру», - считает народный артист России Марк Розовский.
Автор пьесы и спектакля «Фанни» Марк Розовский наделил свою героиню даром ясновидения. Эта деталь стала единственным художественным допущением: реплики и монологи Фанни Каплан (Яна Прыжанкова) сотканы из беспощадных фактов истории грозового двадцатого века. Ее собеседниками становятся обманчиво доброжелательный Чекист (заслуженный артист России Денис Юченков) и комендант Кремля Мальков с горячим революционным сердцем (Денис Сарайкин).
Покушения Каплан оказались связаны с частной историей семьи Марка Розовского. Выведенный Толстым на страницы романа «Воскресение» несовершеннолетний народоволец Иосиф Розовский был казнен по приказу киевского губернатора, за покушение на которого впоследствии Фанни Каплан отбыла срок на каторге, а некровный родственник режиссера Павел Мальков привел в исполнение смертный приговор «стрелявшей в Ленина». Полуслепая анархистка Фанни Каплан пыталась изменить ход истории – и не смогла. Марк Розовский дал ей еще один шанс, но не на убийство, а на предостережение будущим поколениям.