Премьеру юбилейного 235-го театрального сезона Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова «Ленин и дети» посетили ведущие российские театральные критики Олег Лоевский и Татьяна Тихоновец.
Эксперты побывали на спектакле «Ленин и дети» – одной из самых необычных премьер сезона в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова. Постановка Александра Плотникова по книге «Дети дошкольники о Ленине» и воспоминаниям актеров-участников постановки впервые увидела сцену 7 ноября 2020 года.
Татьяна Тихоновец – театральный критик, театровед, автор газеты «Экран и сцена» и «Петербургского театрального журнала», заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени А. Свободина СТД России (Пермь), Олег Лоевский – театральный критик, создатель и арт-директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр», председатель Экспертного совета Фестиваля «Ново-Сибирский транзит», арт-директор Фестиваля «Молодые театры России», руководитель режиссерско-драматургических лабораторий, лауреат Премии К.С.Станиславского, Премии С.Дягилева (Екатеринбург). Оба неоднократно бывали в Ульяновске и участвовали в обсуждении репертуара Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова. Необычный замысел спектакля «Ленин и дети» заинтересовал экспертов, и они с радостью приняли приглашение театра.
«Саша Плотников, на мой взгляд, один из интереснейших представителей своего поколения. Как всякий молодой человек сегодня, он прошел уже несколько биографий: пытался быть киносценаристом, занимался философией, хорошо знает литературу, у него замечательный английский язык. Какое-то время назад он поступил в Школу Райкина на курс Камы Мироновича Гинкаса, одного из лидеров среди режиссеров нашей страны. И то, как он входит в профессию, мне кажется ужасно интересным. Потому что это режиссер, прежде всего, умный. Режиссер необязательно должен быть умным, есть мыслители, есть интуитивисты. Мне интересно, что скажет Саша – человек, которому чуть больше двадцати лет, – об одном из героев двадцатого века. Ленин, так или иначе, изменил мир, как бы мы к этому не относились. К тому же, я в театре, который люблю. У него замечательная история и замечательное настоящее, здесь работает мой любимый Виктор Чукин, здесь, Царствие Небесное, работала Клара Шадько, которую я очень любил, как актрису. Здесь замечательный директор Наталья Никонорова, с которой я дружу и которую безмерно уважаю», - рассказал Олег Лоевский.
Александр Плотников – выпускник Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, актерско-режиссерского курса Камы Гинкаса. До театрального ВУЗа учился во ВГИКе на сценариста, мастер курса – Рустам Ибрагимбеков. Дебютной постановкой Александра Плотникова стала комедия Ж.-Б.Мольера «Брак поневоле» на сцене Московского ТЮЗа. Первая постановка молодого режиссера в Ульяновске появилась после участия в Режиссерской лаборатории Олега Лоевского в 2019 году. Спектакль по пьесе Михаила Дурненкова «Война еще не началась» принял участие в Московском международном фестивале «Премия Джигарханяна» и завоевал премию «За лучший актерский ансамбль».
Документальный спектакль «Ленин и дети» стал вторым проектом Александра Плотникова на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова и был посвящен 150-летию со дня рождения В.И.Ульянова-Ленина.
- Я познакомилась с вашим театром три года назад. До этого момента очень много слышала, потому что у вас работал Юрий Копылов, знаменитый режиссер, интересный, какие-то его спектакли я видела, о чем-то только слышала. В общем, мне интересен был коллектив. В 2017 году я посмотрела «Капитанскую дочку», когда была в экспертном совете «Золотой маски». Театр отправил на конкурс видео спектакля, и мы взяли его в лонг-лист. Было голосование, все проголосовали за. Позже на первой режиссерской лаборатории мне очень понравился спектакль «Бесприданница», я о нем статью написала в «Петербургский театральный журнал», а недавно еще раз посмотрела этот спектакль на фестивале «Театральный круг» в Тольятти. Хороший коллектив, хорошая труппа. Интересных режиссеров театр приглашает. И я вижу, что какие-то новые пути нащупывает, новый материал ставится. Конечно, меня очень заинтересовал спектакль Александра Плотникова «Ленин и дети». Александр Плотников – ученик Камы Гинкаса, это уже обо многом говорит. Я видела несколько его эскизов на разных лабораториях, не видела еще ни разу окончательной его работы, и именно этот спектакль меня привлекает тем, что молодой режиссер почему-то заинтересовался этой темой. Ленин – фигура для меня достаточно спорная, драматическая, без понимания его роли в нашей истории, трудно понять саму нашу историю. Сейчас в режиссуру вступает новое поколение режиссеров, они совершенно другие, у них абсолютно незамыленный взгляд на события истории ХХ века, на классику. Это и есть будущее нашего театра, - поделилась ожиданиями Татьяна Тихоновец.
Текст пьесы, которая легла в основу спектакля, режиссер написал совместно с мастерами ульяновской сцены. Рассказы заслуженных артистов России Владимира Кустарникова, Михаила Петрова, Елены Шубенкиной, Виктора Чукина и Ирины Янко о детстве и юности советских граждан, рожденных в шестидесятых годах двадцатого века, сегодня поражают воображение молодых зрителей и вызывают щемящее чувство ностальгии у людей старшего поколения. Спектакль стремится восстановить диалог времен, связывая документальные записи игр и бесед детей 1920-х годов, воспоминания центральных героев – и выводя на сцену совсем юных действующих лиц: на подмостках бок о бок с мастерами играют актерские дети Борис Андронов, Мария Верягина, Илья Бухалов, Полина Сухарева и Михаил Рокитенец. Повествование ведет молодой актер Александр Лебедев.
«Сегодня, когда действительно очень много обращаются к переосмыслению советского прошлого, есть два тренда: «Все было ужасно!» и «Все было прекрасно!» Мне кажется, что этот спектакль работает с совершенно другими понятиями, не такими прямыми, не такими полярными. С действительно глубоким пониманием того, как мы были укоренены в том времени, что оттуда вошло в сегодняшних взрослых и в сегодняшних юных, и как это все было сложно устроено, где нами манипулировали, где мы свободно сами уходили в эту манипуляцию. Это очень умный, рассуждающий спектакль, в котором историческое, личное, глобальное и очень внутреннее так прихотливо переплетается, что, конечно, это тебя подчиняет, забирает полностью, ты эмоционально включаешься. Замечательные артисты, они это делают честно, искренне, нет ощущения, что это роли. Это глубокая, серьезная, честная работа, попытка разобраться, откуда мы, что с нами и, может быть, даже, куда мы идем», - рассказал после просмотра Олег Лоевский.
Татьяна Тихоновец в 2021 году возглавила экспертный совет Национальной театральной премии «Золотая маска», а Олег Лоевский входил в состав экспертного совета в прошлом году. Сотрудничество Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова с фестивалем и премией началось в 2013 году, когда по инициативе Губернатора Ульяновской области стартовал проект «Лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска» в Ульяновске». На сцену старейшего театра Поволжья выходили коллективы Вахтанговского театра, Театра под руководством Олега Табакова, Театра Маяковского, РАМТа и многих других. Важнейшим событием культурной жизни области стало присуждение премий фестиваля «Золотая маска» народной артистке России, лауреату Государственной премии РФ Кларе Шадько и губернатору Ульяновской области Сергею Морозову в 2014 и 2016 годах. В 2017 году спектакль «Капитанская дочка» впервые в истории театра вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска» и был отмечен экспертами, как одно из самых заметных театральных событий в России. Впоследствии отдельного обсуждения и положительных отзывов экспертов удостаивались ведущие спектакли репертуара: «Бесприданница» А.Н.Островского в постановке Владимира Золотаря и «Ревизор» Н.В.Гоголя в постановке Олега Липовецкого.
Татьяна Тихоновец также поделилась первыми впечатлениями от просмотра на своей странице в социальной сети:
«В Ульяновске очень необычная премьера Александра Плотникова "Ленин и дети" по книге, где собраны комментарии детей, оплакивающих смерть Ленина в 1924 году. Там же и воспоминания артистов (возраст 60+) о смерти Брежнева, о своем пионерском детстве и собственных потерях. Такой спектакль и должен был родиться именно в Ульяновске. Он странный, умный, цепляющий и пробуждающий собственные воспоминания».