8 марта в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова состоялась премьера криминальной драмы «Мать (Васса Железнова)» по пьесе Максима Горького. Коллектив посвятил спектакль памяти народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Клары Шадько.
В Международный женский день и, что важнее для театральной публики, в день рождения народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларины Ивановны Шадько артисты Ульяновского драматического театра сыграли премьеру в память о выдающейся коллеге.
Вершинным созданием ее актерского гения стал образ Матери, который нашел отражение в целой плеяде звездных ролей актрисы: от отмеченной Государственной премией России роли Бережковой в спектакле «Обрыв» Гончарова до принесшей мастеру сцены звание «Актриса России» образа Бабушки Ольги в комедии «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе, от той же Вассы Железновой, которую Кларина Ивановна сыграла в 1981 году, до одной из последних ее ролей – Розовой Дамы из новеллы Э.-Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама».
Премьера-посвящение получила название «Мать (Васса Железнова)». Этот по-горьковски надрывный спектакль о расколе семьи, дележе наследства, решенный в сумрачных сине-серых тонах, прозвучал гимном материнскому сердцу, признанием в любви женщинам и очень личным высказыванием режиссера Максима Копылова.
Первый вариант «Вассы Железновой», созданный в 1910 году, запечатлел надлом эпохи, но еще не обрел пафоса классовой борьбы, как пьеса 30-х. Это камерная история, драма семьи, оставшейся без главы. Крупно и ярко выписанные герои «Вассы…» – мечта любого актера, а сам шедевр Горького неизменно становится жемчужиной репертуара.
Жилище Железновых на ульяновской сцене создал главный художник театра заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. По разные стороны сцены – два полюса жизни Вассы Петровны: конторский и обеденный стол, Дело и Семья, которые и составляют смысл ее существования. В доме нет ни окон, ни дверей. Герои входят в комнату буквально двигая стены: массивные графитовые створки бесшумно и тяжело отворяются, впуская то ли шпионящих, то ли в прямом смысле бессильно бьющихся о стену домочадцев. Центральная часть декорации – экран от пола до потолка, на котором вырастают тени, и мы видим всё, происходящее в пьесе «за сценой».
Насквозь этот глухой дом и его обитателей видит Васса – тонко и без излишнего нажима создает многогранный образ заслуженная артистка России Елена Шубенкина. Ее уши и глаза – приживалка Дуня (Дарья Долматова) с функциями домашнего телохранителя, жестокого ментора для прислуги, а порой и киллера, управляющий Михайло (заслуженный артист Украины Андрей Бориславский), которому Васса дает более деликатные поручения, от подделки документов до подкупа и шантажа, горничная Липа (в разных составах эту роль играют молодые актрисы Валерия Шевченко и Алена Никитова), которую держит в абсолютном подчинении у хозяйки страшная тайна, да конторский мальчишка (Алексей Мякотин).
Глава семейства уже долгое время находится при смерти, и уставшие от бесконечных надежд и опасений за будущее правопреемники разворачивают войну за отцовские капиталы. Мать же главным наследием отца считает не деньги, а дело, и осознает, что его-то наследовать никто не хочет, да и не достоин. С детства увечный Павел мечтает путешествовать по миру (полный драматизма образ – отдельная актерская удача Виталия Злобина), пустомеля Семен (Илья Поляков) грезит о ювелирной лавке в центре Москвы – и чтобы обязательно вывеска с его именем! – его богомольная супруга Наталья (Мария Жежела) втайне жаждет судьбы светской львицы, а у дяди Прохора (Марк Щербаков) и вовсе объявился внебрачный сын, к которому тот отнесся с неожиданной нежностью. Если все получат деньгами свою долю, делу – конец.
Распутать узел интриг мать вызывает старшую дочь, которая давно живет своим домом. В статной Анне (Юлия Ильина) более, чем в других детях, заметна порода Железновых и характер самой Вассы. Дуэт актрис гипнотизирует: Васса признает родную кровь и равную ей по силе характера женщину, на которую она хотела бы положиться, но понимает, что Анна была бы опасным противником. Почти по-матерински нежные отношения сложились у Вассы с женой Павла Людмилой – Татьяна Денисенко наполняет свою героиню легкостью, искренностью, доходящей до резкости, и умением видеть любовь к живому в суровой свекрови.
Анна, как говорит ее мать, «со свежего воздуха» пытается разобраться в ситуации, войти в доверие – и поначалу ей это вполне удается. Но чем дальше, тем яснее становится, что семья перестала жить ради прямого своего назначения – рождения новых поколений и передачи знаний и ценностей. Словно плодородная почва в любимом саду Вассы вдруг перестала давать урожай и оказалась поражена неизвестным недугом.
Максим Копылов, оставаясь верен своему творческому почерку, создает яркие образы сильных женщин. Героини спектакля «Мать» во главе с Вассой Железновой приняли в свои руки непростое наследство – этим атлантам, которые крепко стоят на земле и держат на своих плечах непосильную ношу, режиссер и посвятил новый премьерный спектакль в Международный женский день.
Фото Сергея Юрьева