30 и 31 мая в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова прошла Режиссерская лаборатория Олега Лоевского, посвященная памяти народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ и Международной премии К.С.Станиславского Юрия Копылова.
2022 год станет годом памяти выдающегося театрального режиссера – народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ и Международной театральной премии К.С.Станиславского Юрия Копылова. Театральное сообщество отметит 80 лет со дня рождения Мастера и 10 лет со дня его ухода из жизни. Творческое наследие Юрия Копылова стало темой Режиссерской лаборатории Олега Лоевского в мае 2021 года.
Работу участников оценивали зрители, высказываясь и голосуя после показов, а также – видные эксперты в сфере театра: Татьяна Тихоновец – театральный критик, театровед, автор газеты «Экран и сцена» и «Петербургского театрального журнала», заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени А. Свободина СТД России (Пермь), Олег Лоевский – театральный критик, создатель и арт-директор Всероссийского фестиваля «Реальный театр», председатель Экспертного совета Фестиваля «Ново-Сибирский транзит», арт-директор Фестиваля «Молодые театры России», руководитель режиссерско-драматургических лабораторий, лауреат Премии К.С.Станиславского, Премии С.Дягилева (Екатеринбург).
За шесть дней приглашенные режиссеры создали эскизы по произведениям золотого фонда мировой литературы. Молодые постановщики Алессандра Джунтини, Кирилл Сбитнев и Вера Попова работали над пьесами, которые легли в основу легендарных спектаклей Юрия Копылова: «Лев зимой» Дж.Голдмена, «Обрыв» И.А.Гончарова и «Шлюк и Яу» Г.Гауптмана. Первые два в 2001 году были удостоены высшей театральной награды страны – Государственной премии РФ: ее вручили в Кремле исполнителям главных ролей народным артистам России Валерию Шейману и Кларе Шадько, а также режиссеру Юрию Копылову и художнику Станиславу Шавловскому. «Шлюк и Яу» на долгие годы стал визитной карточкой театра: мастерство исполнителей заглавных ролей народного артиста РФ Бориса Александрова и заслуженного артиста РФ Владимира Кустарникова высоко оценили зрители и эксперты фестивалей «Контакт» в Торуне (Польша) и «Актерские звезды России» в Белгороде, спектакль с невероятным успехом прошел на гастролях в Москве.
«Лаборатория – наш поклон и благодарность Юрию Семеновичу. Идея ее не в том, чтобы восстановить великие спектакли прошлых лет или состязаться с ними. Как повторяет Олег Лоевский, легенды непобедимы. Эскизы создают молодые режиссеры, которые уже зарекомендовали себя в театральном сообществе, ученики выдающихся современных театральных педагогов Вениамина Фильштинского, Григория Дитятковского, Сергея Женовача. Играют в них ученики Юрия Семеновича Копылова. Несмотря на то, что за двадцать с лишним лет наша жизнь очень изменилась, в каждом из этих молодых людей живо зерно, вложенное их предшественниками: уважение к профессии, гуманизм, неприятие малейшей фальши. Эскизы необычны, не похожи на то, что создавал из того же литературного материала Юрий Семенович, но они подтверждают главное – связь поколений жива и до сих пор подпитывает творчество наших актеров», - рассказала директор театра заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова.
Открыл серию показов эскиз по пьесе Дж.Голдмена «Лев зимой» в постановке Алессандры Джунтини. Действие проходило в фойе первого этажа театра, уже освоенного и любимого режиссерами. Пьеса рассказывает о борьбе за трон сыновей короля Генриха II Плантагенета, самый знаменитый из которых – Ричард Львиное Сердце. Королевская чета в исполнении Марка Щербакова и Оксаны Романовой, их дети (Артем Трохинов, Александр Лебедев и Виталий Злобин), французские король (Сергей Чиненов) и принцесса (Валерия Шевченко) были одеты в привычные джинсы и активно пользовались такой популярной в эпоху пандемии видеосвязью. Приметы времени лишили актеров возможности спрятаться за стилизованные костюмы и средневековые страсти, а достаточно абстрактный для современного зрителя конфликт государственных интересов уступил главенство реальной и узнаваемой семейной драме.
- Эскиз – это часто не полная пьеса, а некая внятно рассказанная история. Произведение можно сокращать, какие-то вещи передавать пунктиром. С пьесой «Лев зимой» это очень трудно сделать, одно цепляется за другое, текст очень выверен психологически. Режиссеру это удалось, благодаря ее профессиональному опыту, умению работать с артистами и пространством. Возможно, я впервые вижу пьесу «Лев зимой» в таком камерном пространстве, обычно она идет на большой сцене, - отметила Татьяна Тихоновец.
Изюминкой эскиза стало участие в новом составе «Льва зимой» актеров, которые были заняты и в постановке 2000 года: Элис Оксаны Романовой за двадцать лет «выросла» в Королеву Элеонору, а Марк Щербаков, репетировавший ранее Ричарда, спустя годы все-таки заполучил корону Генри.
На следующий день эскиз по пьесе Г.Гауптмана «Шлюк и Яу» на Основной сцене представил режиссер Кирилл Сбитнев. Пару пьянчужек (эти роли исполнили Александр Курзин и Николай Авдеев) режиссер поместил в мир шоу-бизнеса, сделав из невольных шутов на придворном карнавале начинающего стендапера и восходящую рэп-звезду. Конфликт и сама логика пьесы будто созданы для переноса в современность: «кастингом» для влиятельного продюсера Йона Ранда (заслуженный артист РФ Виктор Чукин) занимается его подручный Карл (Юрий Гогонин); именно он, судя по эскизу, открыл талант златовласой Зидзелиль (Алена Никитова), к которой приставлена то ли стилист, то ли личный менеджер Аделуц (Юлия Ильина); по съемочной площадке снует свита из маникюрши, массажистки и телохранителя (Дарья Фарафонтова, Мария Жежела и Денис Бухалов).
Впрочем, простым переодеванием режиссер не ограничился, хотя актеры очень органично и остроумно освоили предложенные образы. Пронзительная нота звучит в спектакле, когда Йон Ранд и Шут (Мария Жежела) устраиваются перед старым телевизором и смотрят отрывок из спектакля Юрия Копылова – песенку Шлюка в исполнении Владимира Кустарникова. Разительная перемена интонации заставляет задуматься и о природе театра, спектаклях, которые уже никогда не увидят сцену, и о цене человеческой жизни в мире «мыльных пузырей».
«Шлюк и Яу» Юрия Копылова, по словам Татьяны Тихоновец, был единственной постановкой пьесы Гауптмана в России: знаменитая работа Станиславского не была завершена, а потому эскиз и предстоящая работа над полноценным спектаклем – интересный опыт для театра. Коллеге вторил и Олег Лоевский, отмечая, однако, что сегодня необходим современный перевод или адаптация текста.
Завершил лабораторию эскиз Веры Поповой по «Обрыву» И.А.Гончарова на Малой сцене. Знаменитый роман симбирского классика о художнике Райском возникал на глазах у зрителей, как акварельный этюд на холсте. Из птичьего свиста, лиричных народных песен, нежного перезвона чайных чашек на летней веранде, солнечных пятен на дощатом столе, дробного топота ног прислуги, тихого смеха, тонкого пения хрусталя артисты постепенно соткали атмосферу загородного дома, речного простора, простых человеческих радостей и тревог.
Отрывок из романа, который режиссер использовала для эскиза, начался с приезда Райского (Максим Копылов) в имение к Бабушке (удивительно правдивый образ мудрой Татьяны Марковны Бережковой создала Анна Дулебова). Используя кинематографический монтаж эпизодов, Вера Попова провела зрителей сквозь череду зарисовок – порой пасторально-трогательных, порой уморительно смешных в своей жизненности – а завершила эскиз первым тревожным предвестием будущей трагедии, сценой страшной ревности Савелия (Максим Варламов) к Марине (Александра Дыдычкина). Райский намерен писать роман и жадно всматривается в обитателей дома в поисках настоящего конфликта: Леонтий Козлов (Алексей Гущин) зачарован книгами и идеями прошлого, рядом чахнет от невнимания его жена Уленька (Александра Дыдычкина), забавный и одновременно грустный спектакль разыгрывает одинокая вдова Крицкая (Татьяна Денисенко), жадно познает мир чистая душа Марфенька (Мария Прыскина), ровным теплом наполнены отношения Бабушки и Тита Никоныча (заслуженный артист России Михаил Петров). Главные герои романа, который напишет сама жизнь, – Вера и Марк Волохов – на сцене не появляются, но предчувствие встречи с ними нарастает к финалу предгрозовой тяжестью туч, сгустившихся над волжским обрывом.
В ноябре 2022 года на сцене Ульяновского театра драмы пройдет I театральный фестиваль памяти Юрия Копылова. Надеемся, что к тому времени эскизы Лаборатории вырастут в полноценные спектакли и составят основу фестивальной афиши.