Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ЛЮБОВЬ В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО

02 Октября 2023

30 сентября на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова состоялся бенефис заслуженного артиста России Михаила Петрова. Юбиляр сыграл главную роль в премьерном спектакле «А.Каренин» в постановке Владимира Золотаря.

«Более сорока лет творческого пути заслуженный артист России Михаил Николаевич Петров посвятил первой и единственной сцене своей жизни – Ульяновскому драматическому театру имени И.А.Гончарова. В служении русскому театральному искусству раскрылся его выдающийся талант и проявилось непревзойдённое исполнительское мастерство. Каждый из множества его запоминающихся образов в спектаклях по лучшим произведениям русской и зарубежной драматургии нашел благодарный отклик в сердцах зрителей и обрел заслуженное признание экспертов. Уникальное дарование Михаила Петрова проявилось и в наставничестве: более 30 лет Мастер отдал подвижнической деятельности в стенах Всероссийского общества слепых, где по сей день продолжает вести занятия и ставит спектакли с участием актеров-любителей с ограниченными возможностями здоровья. Дело жизни Михаила Петрова успешно продолжает его дочь – заслуженная артистка Республики Татарстан Александра Петрова. Пусть служению выдающегося актера и далее сопутствуют признание и преданная любовь зрителей. От всего сердца желаю вдохновения и дальнейших творческих успехов», - зачитала поздравление губернатора Ульяновской области Алексея Русских министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.

Долгожданный бенефис Михаила Петрова и премьера спектакля «А.Каренин» подарили зрителям настоящий праздник. В театральном фойе гостей премьеры встретила фотовыставка, посвященная лучшим ролям Михаила Николаевича. Премьеру посетила заслуженная артистка Республики Татарстан Александра Михайловна Петрова – признавшись, что, возможно, впервые увидела папу в столь пронзительной роли. Особую миссию исполнила министр Евгения Сидорова, поздравив не только юбиляра и коллектив театра, но и талантливого дебютанта: в роли Сережи Каренина в день бенефиса на сцену вышел ученик 4 класса школы №82 Роман Казаков. В другом составе роль сына Каренина сыграет Влад Куприянов – ученик 6 класса гимназии №6. Юные таланты стали достойными партнерами профессиональным актерам, а спектакль обрел особое звучание благодаря их дарованию.

Взгляд драматурга

Василий Сигарев в пьесе по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина» предложил зрителю прочитать роман с точки зрения мужа Анны – успешного чиновника и обманутого супруга Алексея Каренина. В этом можно было бы усмотреть попытку спорить с классиком – чья трагедия достойна большего сострадания – но на деле драматург точно следует сюжетной канве автора и ведет спор-игру не столько с Львом Николаевичем, сколько с поверхностной памятью читателей и зрителей о давнем знакомстве с первоисточником.

В романе Льва Толстого Каренин рано остался сиротой, был воспитан дядей, добился блестящего положения благодаря добросовестной службе. Имел множество связей в свете, но не заводил близкой дружбы – после смерти родного брата единственным человеком, к которому Каренин был привязан, осталась Анна. Тонкий насмешливый голос, неуклюжая походка и самоуверенная фигура, высокий лоб и белозубая улыбка, длинные пальцы и большие усталые глаза – за непоэтической, по словам Толстого, внешностью все же скрывается чувство: при всей своей холодности Каренин не выдерживает женских и детских слез, в момент объяснения с Анной не может выговорить слово «перестрадал», а в итоге берет на себя заботы по воспитанию не только сына, но и дочери Анны и Вронского.

Взгляд режиссера и художников

Над созданием спектакля «А.Каренин» в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова работала хорошо знакомая ульяновскому зрителю постановочная команда: режиссер Владимир Золотарь, художник Михаил Кукушкин, художник по свету Александр Рязанцев, балетмейстер Михаил Умнов и режиссер видеомонтажа Алексей Аблязов.

На переднем плане – разрозненные островки семейного быта: стол – то обеденный, то письменный, – кровать с легким балдахином, трюмо с семейными фото, школьная парта, игрушечная лошадка и кукольный домик со светящимися окнами. Надо всем этим возвышается мост: вокзал и перрон, трибуны для зрителей на скачках, улицы Петербурга – места, где происходят события, над которыми не властен Алексей Каренин. Лаконичная и емкая сценография раскрывается во всей своей красоте и метафоричности благодаря работе художника по свету: «А.Каренин» стал первым спектаклем, в котором его создатели в полной мере использовали возможности нового светового оборудования театра – и результат превзошел ожидания.

В спектакле Владимира Золотаря мужа, которого разлюбили, словно отправили в детскую, захлопнув перед ним двери. Каренин в исполнении высокого, статного Михаила Петрова мучится сомнениями, согнувшись за тесной партой сына, – там же и засыпает, едва поместившись на крошечной столешнице. Шпионя за женой, он заглядывает в окна кукольного домика, и зрители вместе с героем видят на экране Анну и Вронского, которые бросают друг на друга нежные взгляды. Мужа и жену разделяет не просто запертая дверь – разный масштаб миров: Москва с пьянящим воздухом свободы, визиты, балы и скачки, дача в Петергофе – у Анны, и превратившийся в одну большую детскую дом, где Каренин и работает, и принимает посетителей, и мечется среди игрушек, нянек и врачей, давая распоряжения по хозяйству.

Простив жену, в поиске хотя бы следа ласки Каренин пытается улечься на маленькой кровати рядом с ней и, упав, по-детски хихикает: «Анна, смотри, я упал!». Ее равнодушная реакция на нелепое падение заставляет вспомнить момент, когда Анна, обезумев, рвалась к упавшему с лошади Вронскому, – и еще раз всплывет в памяти, когда Каренин с сыном Сережей будут рассматривать пасхальные подарки мамы и оба мирно заснут на той же крошечной кроватке – возможно, уже зная, что больше не встретятся с ней.

Взгляд Каренина

События романа в пьесе «А.Каренин» пересказаны с точки зрения главного героя, окружающие Каренина люди – это не вполне реальные личности, скорее – то, как он их воспринимает.

Но сам Алексей Каренин пытается понять, каким видят его. Известие об измене жены стало для него пробуждением Грегора Замзы: Каренин постоянно возвращается к своему отражению в зеркале, будто он из человека вдруг стал насекомым (недаром в сцене, где Каренин подает на развод, адвокат гоняется за молью – Владимир Золотарь превращает бытовое действие в зловещее предзнаменование, ставя адвоката в один ряд со странным мужичком из сна и прорицателем Ландо).

Отказав Каренину в праве быть любимым, Анна будто лишает его права быть взрослым мужчиной. Роль Карениной в разных составах блестяще исполнили Анна Дулебова и Юлия Ильина. Одновременно обворожительные в своей легкомысленной игривости и по-настоящему жестокие в своей нелюбви, они терпеливо пережидают выяснение отношений, легко отмахиваются как от подозрений, так и от любых попыток восстановить разрушенную связь, заслужить прощение, быть рядом, обнимать. Являясь мужу во сне, Анна высмеивает его «выдающиеся уши» и старость, и, проснувшись, тот бросается к зеркалу в поисках опровержения, будто это было сказано наяву. Внутренние переживания Каренина озвучивает сын Сережа: мама тебя не любит, ты слабый, слабых любить нельзя. Драматург пишет эти реплики для мальчика не только потому что «устами ребенка глаголет истина». Автор ставит между двумя персонажами знак равенства, делая сына отражением и продолжением отца: оба идут одним и тем же путем – брошены ради Вронского и в равной степени мучаются недостатком заботы и любви – и, если вспоминать роман Толстого, оба теряют мать в возрасте десяти лет.

Заменить Анну стремится графиня Лидия Ивановна – роль женщины, которая безуспешно пытается исцелить своей любовью Каренина, сыграла заслуженный работник культуры Ульяновской области Людмила Даньшина. Но две израненных души не в состоянии найти утешение друг в друге. Опекая Каренина, как ребенка, графиня еще больше травмирует его унизительным осмотром у доктора, вынужденной ложью сыну о смерти матери, походами к ясновидящему. И именно она произносит окончательный приговор ему и его жизни с Анной: «Вы были хороши в своей любви к ней. Я видела вас. Я завидовала ей. Если б вы были с ней хороши так с самого вашего начала, то ничего бы не случилось».

Взгляд зрителя

В списке ролей Михаила Петрова собралась большая коллекция изящных, глубоких образов, посвященных любви. Алексей Каренин в исполнении актера и вправду слаб – лишен хрестоматийной мужской твердости характера, измена жены рушит его дом, судьбу, его самого. Но слабость, уязвимость – оборотная сторона любви. Любящие вверяют друг другу своего внутреннего ребенка, впускают в то пространство души, которое тщательно скрывали прежде от посторонних. И чтобы сыграть такую слабость – способную на принятие оступившегося супруга, на всепрощение и милосердие – нужна настоящая сила духа, личности и таланта. Такая, как у Михаила Петрова.

IMG_0334.JPG

IMG_0232.JPG

IMG_0304.JPG

ShP_0115.JPG

ShP_0147.JPG

ShP_0156.JPG

ShP_0167.JPG

Полный фоторепортаж Павла Шалагина