Сюита для флейты и голоса
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова готовится к открытию 228-го творческого сезона. Накануне этого события мы беседуем с художественным руководителем коллектива, режиссером Сергеем Анатольевичем Морозовым.
– Первый вопрос будет традиционным. Что интересного ждет ульяновских зрителей в «предлагаемых обстоятельствах» предстоящего творческого сезона?
– Очень рад продолжению сотрудничества коллектива с легендарным режиссером Аркадием Фридриховичем Кацем. И его новая премьера «Скупой» по Мольеру, которая откроет будущий театральный сезон, продолжает линию прекрасных, в самом лучшем смысле этого слова, традиционных постановок, которые пользуются большой популярностью у нашего зрителя и украшают репертуар. Здесь присутствуют все необходимые составляющие хорошего театра – замечательная сценография Татьяны Швец с великолепной актерской игрой, прежде всего Евгения Георгиевича Редюка в центральной роли Гарпагона. В этой постановке соединились как тенденции классической драматургии, так и живой, искренний, сегодняшний взгляд на этот текст.
– Эпоха Мольера – это, на первый взгляд, уже так далеко от нас… Тем не менее на генеральной репетиции в зале отчетливо ощущалась современность происходящего на сцене…
– Надо сказать, что выбор материала был совместным. Аркадий Фридрихович убедил нас, что в Мольере есть исключительная театральность. Комедия в сочетании с человеческой глубиной позволяет передать искренность характеров. Высокая комедия – жанр, который тоже должен быть представлен в нашем репертуаре. Для меня современность этого спектакля заключается и в его «очищенности» от деталей конкретного времени – это великолепно удалось режиссеру. С помощью актеров Аркадий Кац создал живую человеческую ситуацию, которая может возникнуть всегда, смог найти тонкую грань между классикой и живым словом.
– И сама проблема власти денег извечна…
– «Скупой» предупреждает нас, что деньги могут разрушить человека, семью. Он говорит о том, какое нужно иметь мужество, чтобы противостоять маниакальному отношению к богатству. Сохранить нормальные взаимоотношения «отцы и дети», а иначе – один шаг до полного помешательства.
– Насколько я знаю, в очередной сезон театр вступает с пополнением не только репертуара, но и труппы?
– К нам пришли два новых актера. Артист Юрий Гогонин – ученик одного из курсов Бориса Владимировича Александрова. Он окончил Щепкинское училище, играл в Москве и затем вернулся в родной город. Помимо семейных обстоятельств этому сопутствовало огромное желание работать в нашем театре. Поэтому из многих кандидатов мы выбрали его. А молодую часть труппы в этом сезоне пополнит выпускница актерского отделения Ульяновского государственного университета Ксения Байдураева, которая пришла к нам по рекомендациям двух народных артисток – Кларины Ивановны Шадько и Зои Михайловны Самсоновой. Она хорошо показалась и драматически, и пластически, и вокально, в результате чего ей было предложено войти в труппу. Таким образом, новый сезон будет ознаменован сразу двумя дебютами. У Юрия это пока вводы в текущий репертуар, а у Ксении – еще и работа в новом спектакле «Коварство и любовь», которая началась летом. Эта постановка также станет одной из ближайших премьер сезона.
– Тоже почти каноническое произведение…
– Такая же вечная классика, как и Мольер. В этом спектакле я планировал продлить некую линию своей первой работы на ульяновской сцене – спектакля «Месяц в деревне» – в связи с большой чувственной основой этой пьесы. Только если у Тургенева мы говорили о сложностях и противоречиях любви как таковой, то здесь мы рассуждаем о верности своему сердцу. Сейчас в обществе мы наблюдаем сословное расслоение, но оно не столь непререкаемо, как во времена Шиллера. Поэтому эта тема не главное, что может взволновать человека на спектакле «Коварство и любовь». Мне кажется, в этой пьесе мы можем поговорить о том, что в каждом из нас есть настоящие, искренние чувства и преданное сердце и есть то наносное, что навязывает нам общество, – называйте это хоть гламуром, хоть модой или нравственными ценностями эпохи. Важно не дать привнесенному извне и искусственному, даже если это в какой-то степени называется «цивилизацией», взять верх над искренним чувством. Репетиции пьесы идут очень интересно. Мы понимаем, что здесь нет правых и виноватых.
– «Коварных» и «любящих»?
– Коварство и любовь, к сожалению, в нас сочетаются. В итоге не правы и те, кто безрассудно, отрекаясь от всего земного, уносятся в заоблачные романтические дали, и их противоположности, которые единственными целями установили карьеру и материальные ценности… Пьеса Шиллера интересна еще и потому, что половина персонажей в ней считает себя главными в этой интриге. Каждый из них по-своему двигает сюжет, то уходя в тень, а то принимая эстафету.
– А как вы определяете жанр будущего спектакля? Любимый актерами и зрителями «Месяц в деревне» получил от вас оригинальный подзаголовок – «вихрь любви»…
– На данном этапе работы «Коварство и любовь» – «сюита для флейты и человеческого голоса». Просто пьеса написана по сюитному принципу, когда главная тема связывает отдельные блоки сцен. И Фердинанд появился в доме Миллеров потому, что он хотел играть на флейте. Максим Копылов, исполнитель роли Фердинанда, сейчас приступает к освоению инструмента…
– Десятилетие назад для спектакля «Лисички» Валерий Шейман вот так же учился играть на саксофоне…
– Теперь за духовой инструмент взялся Максим… В репетициях у нас задействован замечательный актерский состав. Художественным оформлением занимается лауреат «Золотой маски», руководитель Ульяновского театра-студии Еnfant-terrible Дмитрий Аксенов. Музыку снова напишет композитор Малого театра народный артист России Григорий Яковлевич Гоберник.
Кроме того, мы надеемся, что в первой половине сезона в репертуаре появится российская премьера спектакля «Северный ветер» Виктора Якимова – латвийского автора, пишущего на русском языке. Идея постановки поддержана Союзом театральных деятелей РФ – в рамках программы спектаклей для детей и юношества…
– «Северный ветер» – это же почти фэнтези…
– Притча. Вроде бы нереальная история, рассказывающая об очень конкретных и важных для подросткового зрителя ценностных вещах.
– А чем порадует ульяновцев малая сцена театра?
– Ведутся репетиции спектакля «Яго, или Трактат о платке». Так продолжается наше международное сотрудничество с режиссером из Армении Акопом Казанчяном. Это современная вариация «Отелло» Шекспира. Три персонажа: Яго, Дездемона и Отелло – Михаил Петров, Дарья Долматова и Денис Верягин – попробуют разобраться, что же произошло тогда на острове Кипр. Этакое внутреннее расследование.
– Сергей Анатольевич, после вашего назначения в прошлом сезоне перед вами стояли одни задачи, а какие вышли на первый план сегодня?
– Труппа готова к поездке на фестиваль «Старейшие театры России» в Калуге, который состоится в сентябре, где помимо спектаклей артисты примут участие в читках современных пьес. Мы готовы и к очередным осенним гастролям в Израиль. Рассчитываем, что новый спектакль Акопа Казанчяна будет приглашен на Шекспировский фестиваль в Ереване.
На данный момент необходимо выстроить жизнь театра так, чтобы коллектив ощущал максимальную стабильность. Чтобы артисты развивались внутри репертуара. Ситуация диктует нам необходимость внутренней концентрации. Планов много. Сил хватит. Огонь в нас горит – главное, вовремя подбрасывать поленья…
P.S. Директору Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Н.А. Никоноровой присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» – соответствующий указ президент страны В.В. Путин подписал несколько дней тому назад. Присоединяемся к поздравлениям в адрес Натальи Александровны в связи с этим важным событием!
Александр ФИЛАТОВ
"Симбирский курьер", 28 августа 2013