«А наш театр лучше!»
Душа просит осени времени премьер, волнующих встреч на ступеньках театра, запаха кулис и первой реплики со сцены… Увы, все билеты на лучшие спектакли театрального фестиваля «Золотая маска» уже распроданы, но не за горами и первая премьера Ульяновского драматического театра.
14 сентября публика увидит спектакль «Скупой» по пьесе Мольера. На днях мы встретились с директором театра Натальей Никоноровой вспомнить о прошлом, поговорить о настоящем и будущем. Кстати, 22 августа ей присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
В ожидании20 августа труппа вышла из отпуска и впервые собралась вместе. Именинников поздравили с днем рождения, узнали о планах на год и приступили к репетициям.
- Такой театр, в котором все ходят на работу с радостными лицами, – для меня театрмечта, – рассказала Наталья Александровна. Очень важно, когда у актера горят глаза и он хочет работать именно в этом театре. Такой настрой на творческий процесс происходит благодаря появлению в театре нового художественного руководителя, режиссера Сергея Морозова, который уже вошел в историю нашего театра. Он прекрасно дебютировал на ульяновской сцене спектаклем «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева и сейчас уже начал репетировать «Коварство и любовь» Шиллера. Это непростая пьеса, но, судя по доносящемуся из репетиционного зала смеху, работа вызывает всплеск положительных эмоций.
Труппе этого явно не хватало. Под руководством Юрия Семеновича Копылова за четверть века у нас сложился театр единомышленников.
Надеюсь, теперь мы выйдем на новый уровень.
Сергею Морозову на днях исполнилось 36 лет, а должность главного режиссера он занимает с 24 лет. Его кредо – классическая драматургия, и он замечательно нам подходит.
Без балластаЕще одна премьера сезона – «Трактат о платке». Необычную постановку по драме Шекспира «Отелло» ставит художественный руководитель и главный режиссер Ереванского ТЮЗа Акоп Казанчян. С этим спектаклем театр поедет в Армению на Шекспировский фестиваль. В новом сезоне у театра небольшое пополнение: публика познакомится с актрисой Ксенией Байдураевой: выпускница УлГУ показала интересную работу в дипломном спектакле и понравилась худруку театра. Ее первой ролью будет Луиза в спектакле «Коварство и любовь». Вошел в труппу Юрий Гогонин, ученик Юрия Копылова и Бориса Александрова, сокурсник актрис Ольги Новицкой и Оксаны Романовой. Он уезжал в Москву, работал в разных театрах, снимался в кино.
- В разные годы труппу ульяновского драмтеатра покинуло немало актеров, не потерялась ли связь с ними?
- Наоборот, мы постоянно общаемся, часто встречаемся – хотя бы на вокзале, когда театр едет на гастроли в Москву или через Москву. А, например, в конце прошлого сезона был «домашний» показ «Скупого», и к нам приезжал молодой актер Денис Ярыгин.
Это очень интересный парень, «чистый» романтический герой, которому пока в театре замены нет. Сейчас мы видим его в сериалах врачебных, милицейских. Он рассказал, что работает в маленьком театре в Березняках.
Даже когда у нас была катастрофическая ситуация после ухода восьми мастеров, уехавших в Москву – Дениса Юченкова, Алексея Кирилина, Валерия Шеймана, Валентины Савостьяновой и остальных, – театру было сложно, но это очень здорово, что наши артисты составляют конкуренцию столичным.
Валерий Шейман, например, очень востребованный артист, он много снимается, преподает в РАТИ и институте культуры, поставил в театре «У Никитских ворот» несколько спектаклей и сейчас ставит «Гамлета» – он очень пришелся столичному театру. У Кирилина была сложная ситуация, когда он проработал несколько лет в театре имени Гоголя у Сергея Яшина, а потом театр возглавил Кирилл Серебренников. Он сократил огромную стабильную труппу с трехсот до двенадцати человек, и в числе оставшихся был Алексей.
Это говорит об уровне актерского мастерства.
Всегда горжусь, когда вижу на экране Дениса Юченкова – я помню, как он родился, как мы его забирали из роддома, а сейчас он серьезный мастер. Такие артисты не пропадают.
- А еще несколько лет назад уехали Ольга Анкудинова, Антон Мынов, Екатерина Скворцова – как сложилась их жизнь?
Они совсем ушли из актерской профессии?
- В те же годы был актер Дима Клоков, они с Олей поженились и уехали. Видимо, они уже насовсем ушли из театра, актерам тяжело возвращаться на сцену после большого перерыва.
Олю Анкудинову мне очень жаль – у нее потрясающий голос, она прекрасно пела и играла хорошо. У нее необычные внешние данные, работала она много, имела хорошие роли.
Несколько лет назад Катя Скворцова руководила фирмой по организации праздников тоже в Москве.
Театр не рухнул даже тогда, когда умер Борис Александров. Да, его не хватает и, возможно, такого актера не будет еще сто лет, но театр вынужден жить и живет. И когда от нас ушел весь «середняк» и мы остались с возрастными актерами и молодежью, Юрий Копылов нашел выход: он поставил «Короля Лира». И каждый новый режиссер выкручивается в предлагаемых обстоятельствах. Сейчас наша труппа скомпонована выгодно: нет балласта, 70 процентов составляют молодые актеры. Кто бы мог подумать, что мы сможем поставить «Принцессу Турандот», где нужно тридцать человек молодежи, танцующей, поющей и представляющей? И когда мы получили грант на постановку пьесы «Три сестры», Аркадий Кац не верил, что у нас есть «три сестры», а я сказала, что у нас их гораздо больше. И когда он приехал, то убедился: здесь действительно много молодых красивых актрис. Позже режиссер с легкостью взялся за «Горе от ума». - И первую премьеру в этом сезоне снова ставит он. - Наше сотрудничество с Аркадием Кацем – это «любовь на века». А главное для меня как для директора театра – любой его спектакль пользуется огромным спросом у зрителей и критиков, имеет успех на фестивалях. Его спектакли принесли нашему театру много призов «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Три сестры», «Я, бабушка, Илико и Илларион». Кац не любит конкурсов и фестивалей, и раньше он не разрешал свои спектакли вывозить, а я не стала его слушать. Но когда он сам увидел, что произошло в Малом театре на фестивале «Островский в доме Островского», куда наш театр пригласили с «Правдой…», согласился: актеры должны ездить на фестивали и получать признание.
В пеленках да в гримерках- Что нового у актеров? Не было ли летом свадеб, прибавлений в семействах?
- Сейчас у нас очень много актерских детей, которые в основном растут в гримерках не у всех есть дедушки и бабушки. И в год 225летия театра мы сделали замечательный вечер.
Молодые актеры пели, играли, танцевали, а в завершение на сцену вышли их дети – это было очень красиво и трогательно. Наши молодые звезды не засиживаются в декрете. Юлия Ильина почти сразу после рождения ребенка вышла в двух больших ролях в «Великодушном рогоносце» и «Месяце в деревне». А вскоре должна родить Анна Дулебова, поэтому 10 сентября в Калуге, на фестивале старейших театров, куда мы везем «Месяц в деревне», роль Верочки сыграет Мария Прыскина… - Несколько лет в Ульяновске был свой театральный фестиваль, в этом году появился другой – Карамзинский. Будет ли его продолжение?
- Почти решен вопрос с его финансированием. Специально к этому фестивалю мы решили подготовить огромный проект: Сергей Морозов придумал невероятное зрелище, о котором пока не знает ни один актер. Если все сложится удачно, мы надеемся привезти интересные исторические спектакли. Премьеры, гастроли нашего театра – все это хорошо, но и к нам должны приезжать театры. Мне очень нравится, когда зрители забивают полный зал на чужих спектаклях, хвалят их и добавляют: «А наш театр лучше!».
Анна Школьная
"Симбирский курьер", 24 августа 2013