История шагнула на подмостки
Сегодня оперой «Борис Годунов» завершается Первый международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы», посвященный предстоящему 250-летию Николая Михайловича Карамзина и 365-летию Симбирска-Ульяновска.
Он прошел при поддержке Министерства культуры России и правительства Ульяновской области. Все спектакли шли на сцене Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. Накануне закрытия фестиваля мы побеседовали с директором театра Натальей Никоноровой.
— Вот был замечательный фестиваль «Голоса России» в Вологде, куда мы ездили со спектаклем «Монархи» и который из-за отсутствия финансирования несколько лет не проводится, — говорит Наталья Александровна. — Но туда брали постановки об истории мира, а мы взяли, по понятным причинам, — об истории России. Сделали подназвание «Отечество и судьбы», потому что многие спектакли отображают не только исторические факты, а еще и рассказывают о личностях, важных для истории нашей страны. Сегодня можно сказать, что мы сделали очень большое и святое дело. Это, пожалуй, единственный фестиваль в России, который поднимает не только исторический пласт драматургии, но и — что для меня ценно — впервые на нашей земле звучит очень интересный просветительский и духовный пласт.
— Оцените спектакли участников фестиваля?
— Мы увидели четыре спектакля замечательных театров. Честно говоря, когда думали, как наш зритель будет их воспринимать, сам зритель на это ответил. Первым спектаклем, на который были распроданы билеты, стала «Ксения Петербургская» Российского академического молодежного театра (на фото вверху). Нам хотелось бы, чтобы этот спектакль был сыгран, а может быть, даже и поставлен на нашей сцене. Ведь есть у нас в Арском замечательный храм Ксении Петербургской. Кстати, в экспертном совете фестиваля — отец Алексей Кормишин из Арского.
Великолепный мощный Татарский государственный театр имени Г. Камала не был в нашем городе давно. Они только что приехали с гастролей из Москвы. Привезли нам спектакль «Женщины 41-го» о том, какие тяжкие беды-горести легли на плечи женщин с начала войны. В нем участвует весь женский состав труппы. Вчера мы принимали гостей из Еревана. Театр юного зрителя привез оригинальную трактовку чеховской «Чайки» — «Я — Чайка». Как говорит режиссер Акоп Казанчян, «это размышления о том, что было бы через 20 лет после смерти Треплева». Сегодня фестиваль завершает спектакль Чувашского государственного театра оперы и балета «Борис Годунов» по трагедии Пушкина, либретто Мусоргского. Самое масштабное полотно — и по историческим аспектам, и по историческим личностям, и по составу исполнителей: оркестра, хора, солистов.
Экспертный совет придумал для каждого спектакля свои номинации. И вручил призы — миниатюрную копию знаменитого памятника Карамзину.
— Изначально рассчитывали на большее количество постановок?
— Рассчитывали на 12 постановок. Слава богу, исторических вещей в России много, выбор есть. Жалко, что не смогли привезти замечательный спектакль «Андрей Боголюбский» из Владимирского драмтеатра. Кстати, его поставил наш художественный руководитель Сергей Морозов. Он идет во Владимире очень успешно, его играли в специальном намоленном помещении храма Христа Спасителя. Надеемся, в следующем году владимирцы обязательно к нам приедут.
— Последний исторический спектакль нашего театра — «Павел Первый». Сейчас таковых в репертуаре нет. Получается, мы остались немножко в стороне от первого фестиваля?
— Не совсем. 11 июня на площади Ленина накануне юбилея города мы показали площадное театральное действо «Сказ о Богдане Хитрово» — об уникальной судьбе потрясающей личности XVII века, воеводе, сделавшем многое и на государственной службе, и для развития культуры и православия, и выстроившем немало храмов. Участвовать с этим спектаклем на фестивале пока не стали. Открытая площадка диктует свои условия. Мы надеемся, что скоро адаптируем его к сцене. Хотим, чтобы наши земляки узнали, наконец, какой человек построил их любимый город. Роль Богдана Хитрово исполняет очень талантливый и сейчас ведущий артист театра Денис Бухалов, занят почти весь мужской состав труппы. Считаю, что эта постановка стала комплиментом от хозяев фестиваля всем его участникам и зрителям.
— Первый фестиваль не обходится без недочетов?
— Конечно, этот фестиваль — пилотный. Он был реализован не совсем как надо из-за небольшого финансирования. По итогам фестиваля мы поговорим с нашими экспертами, историками, священно-служителями, театроведами, руководителями Ульяновского карамзинского фонда. Уже возникает много интересных проектов. Пришли к выводу, что фестиваль наверняка будет более интересен, содержателен и востребован зрителем в первую декаду декабря — декаду российской истории, к тому же 1 декабря — день рождения Карамзина. В это время идет активный театральный сезон, и театры откликнутся в большей степени. Можно организовать вокруг фестиваля массу других мероприятий — от духовных чтений до исторических уроков. Думаю, мы смогли доказать, что этот фестиваль должен иметь свое интересное продолжение.
— А чего ждать от ульяновского театра?
— Второй спектакль Сергея Анатольевича Морозова на нашей сцене после «Месяца в деревне» будет иметь отношение к истории — это инсценировка замечательной книги Эдварда Радзинского «Княжна Тараканова». Второе название, которое мне очень нравится, — «Авантюрьера». Это будет музыкальный, пластический спектакль, с роскошными костюмами и сценографией. Планируем и постановку карамзинской «Бедной Лизы». К тому же у Карамзина есть несколько полновесных пьес, о которых мало кто знает, и, наверное, стоит открыть их для зрителей. Начнем готовиться очень серьезно.