«Женитьба» со вкусом яблок
Персонажи Гоголя ожили на ульяновской сцене
Когда женитьба - почти то же самое, что перелом ноги, жениху проще прыгнуть в окно, чем пойти под венец. Эту нехитрую формулу Гоголь вывел в 1833 году, и с тех пор постановки его «Женитьбы» не сходят с театральных подмостков. В конце апреля свой вариант комедии представил Ульяновский драмтеатр. Режиссером спектакля стал заслуженный деятель искусств РФ Василий Пектеев, долгое время возглавлявший национальный театр Республики Марий Эл.
Гоголевская «Женитьба» - это замечательный образец комедии, написанной для театра. Когда смешно не только от того, как написано, но и от того, как сыграно - потому что автор оставил своим героям простор для действий. От того, как они двигаются, как смотрят друг на друга, как волнуются, горячатся и даже кривляются, гоголевская ирония над персонажами становится лишь острее. Вряд ли можно сосчитать, сколько раз «Женитьба» была сыграна на разных сценах, но постановка Василия Пектеева - из числа академичных, без попыток перенести действие в современность или найти в пьесе скрытые от самого автора смыслы. Это и понятно - русскую классику ульяновский зритель любит и ходит на нее с удовольствием. А гоголевская «Женитьба» действительно бессмертна, потому что за масками «экзекутор», «надворный советник» и «купеческая дочь» скрыты обычные для любого времени характеры.
Четыре жениха на одну невесту - для засидевшейся в девках Агафьи Тихоновны это невиданное богатство. Вот и героиня Ольги Новицкой (в другом составе эту роль исполняет Кристина Каминская) выбирает их, как яблоки из корзины. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» - мечтает она. А сама готова решить судьбу будущего брака с помощью жребия - выходит, любой из четырех «сгодится»?
Подколесин, тот самый, у которого невеста «взяла» бы нос, - самый нерешительный из всех женихов. Он легко ведется на все уговоры неугомонного Кочкарева (Андрей Максимов), который решает во что бы то ни стало женить приятеля. Он действительно начинает мечтать о семье и детях и даже решается на поцелуй с невестой. Но его финальный монолог отчего-то не вызывает смеха. Подколесин в исполнении Дениса Верягина - не просто вялый и нерешительный жених, он слегка безумен, и в этом смысле его побег - единственный самостоятельный шаг за всю пьесу - не кажется внезапным. Герой словно чувствует себя в западне и поэтому вызывает сочувствие.
Из остальных женихов особенно ярко смотрится Михаил Петров. Его отставной моряк Балтазар Балтазарыч верен романтическим идеалам. Он не гонится за невестиным приданым, не требует от нее непременного знания французского. Он удивительно органичен в своем служении прекрасной даме, и даже его хромота не видится как недостаток.
Ему 17 раз отказывали невесты, и Михаил Петров тонко и деликатно обыгрывает эту деталь - без лишнего для комедии надрыва, но с настоящей, затаенной болью.
За костюмы и сценографию в спектакле отвечала известный театральный художник Татьяна Спасоломская. Декорации этой постановки получились вкусными: начиная от буквального - корзины сочных яблок на переднем плане, заканчивая неожиданным - разряженными манекенами, спускающимися с потолка. С их помощью сцена оживает, она превращается в оживленную улицу, на ней будто разом оказываются не 10 человек, а полгорода. И когда в финале по этой улице убегает несостоявшийся жених Подколесин, Гоголь уводит невесту с глаз долой, а режиссер Пектеев - отправляет ее вслед за ним с распахнутыми руками. Только к счастью ли?
Анастасия Гайнутдинова