На малой сцене драмтеатра - новая постановка
Так совпало, что с разницей в месяц на ульяновской сцене показали две разные постановки пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Одну в конце марта сыграли московские артисты Татьяна Арнтгольц и Григорий Антипенко. Вторую 25 апреля представили Татьяна Денисенко и Виталий Злобин. Премьера с аншлагом прошла на малой сцене областного драмтеатра.
Для малой сцены драмтеатра аншлаг - дело обычное. Небольшой, камерный зал, уютная, почти домашняя атмосфера, фактическое отсутствие сцены как возвышения - это зал для тех, кто любит почувствовать себя участником происходящего. В новом спектакле режиссера Максима Копылова этот эффект даже усилен - на сцене только двое, и играют они о вечном - о любви. Именно из-за этой камерности зритель порой переживает то чувство неловкости, когда при тебе ссорятся близкие люди, а порой ощущает, будто он подсматривает за ними.
Первые десять минут спектакля - пантомима на фоне шума «городских джунглей». В этом плане символичны не столько воображаемые качели, на которых «раскачиваются» герои, а окно, возле которого начинается и заканчивается спектакль, окно в большой мир, который пугает одиноких людей. Он - курит и придумывает повод, чтобы позвонить, она - пускает мыльные пузыри. Она еще не знает, что скоро в ее жизни появится мужчина, который будет объяснять ей, что все пузыри рано или поздно должны лопнуть. А сам при этом - бояться прошлого и бежать от него.
Джерри в буквальном смысле убежал от прежней жизни - в Нью-Йорке он надеялся забыть жену, но оказался так одинок в огромном городе, что готов был перемахнуть через один из его бесчисленных мостов. Гитель тоже одна, но ей в этом плане проще, у нее есть занятие - танцы, к тому же она вынуждена выживать на
18 долларов в неделю, а это всегда добавляет забот и отвлекает от дурных мыслей. Когда два одиноких человека встречаются, их спутанные, неловкие диалоги поначалу смущают: они словно на разных волнах и никак не настроятся друг на друга. Он - философствует, она - рассказывает о своей жизни, он - хочет, чтобы в нем нуждались, она - не хочет помощи, потому что привыкла ждать от мужчин худшего.
Весь спектакль - это путь героев друг к другу. Путь на фоне строгих, очень лаконичных декораций под звуки городского шума и многочисленные аранжировки «Let it Be» Beatles. Они борются с одиночеством, со страхами, друг с другом. Гитель решается снова довериться мужчине, а мы до последнего момента не знаем -
Джерри не любит или боится снова полюбить? Но оставим это на «десерт» зрителю.
Анастасия Гайнутдинова