Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Женитьба» Гоголя – это обломовская история

"Oblomov-Club"
29 апреля 2013 года

«Женитьба» Гоголя – это обломовская история

Сия пьеса, рассказывающая, по слову автора, о «совершенно невероятном событии», была «писана» Николаем Васильевичем Гоголем в 1833 году, и уже поэтому очень уместна театру имени И.А.Гончарова. Однако еще важнее неформальная причина: когда смотришь «Женитьбу», понимаешь, как много взял у Гоголя наш Гончаров: перекличка этих писателей-классиков несомненна! Смотришь Гоголя – и на ум приходит Гончаров: «Где же здесь человек, на что разменялся?» Наверное, поэтому пятничная премьера этой комедии Гоголя в Ульяновском драматическом театре удалась: почти полный зал чутко внимал происходившему на сцене.

О пьесе "Женитьба" можно сказать несколькими словами В.Г.Белинского: "Смешная комедия, которая начинается глупостями, и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью". Сюжет ее прост – это история сватовства сомневающегося во всем Подколесина, энергичное вмешательство в дело его женатого друга Кочкарева, наконец, в финале комедии - предложение руки и сердца и… отчаянный прыжок жениха в окно.

Режиссер Василий Пектеев, кажется, намеренно выделил обломовские черты в надворном советнике Иване Кузьмиче Подколесине: были и тапочки, и халат, а игравшего его Дениса Верягина мы хорошо знаем как Обломова. Так и казалось, что он крикнет своему слуге: «Захар!» вместо «Степан!» Однако и по сути пьесы Гоголя робкому Подколесину противопоставлен его друг Кочкарев, деятельный не меньше Штольца. Несостоявшаяся невеста - купеческая дочь Агафья Тихоновна. А в романе Гончарова мещанка Агафья Пшеницина становится законной женой дворянина Обломова!

Вряд ли это случайность – писатели-классики никогда не давали «случайных» имен своим героям. Наконец, примерно так мог жениться в юности Илья Ильич Обломов – Гончаров глухо говорит о каком-то неудачном его романе… Вообще трио Подколесин – Кочкарев – Степан явно напоминают пришедших более двадцати лет спустя Обломова – Штольца - Захара.

Но Гончаров только отчасти наследует гоголевскую тему: если Гоголь смеется над своими персонажами, показывая, что великое и низкое всегда рядом в человеке, то Гончаров исследует, как из обыкновенного, обычного рождается, или не рождается великое. Если у Гоголя история женитьбы Подколесина - комедия, то у Гончарова история несчастной любви Обломова - трагедия. Мы смеемся над Подколесиным – и только, но переживаем за Обломова.

В финале комедии Гоголь сатирически разит мир Подколесиных, выбрасывая его вон в окно - все они обломились! - и современный зритель аплодисментами соглашается с ним - это самое важное, наверное, что происходит в спектакле. Благодаря оригинальной режиссуре Пектеева, замечательной игре Подколесина-Верягина, Кочкарева-Максимова, Агафьи-Новицкой, всех занятых в спектакле актеров. Вообще, гоголевская тема могла бы стать одной из основных у нашего гончаровского театра.

Непонятным осталось только одно: зачем на слугу Степана был надет красный клоунский колпак?

Виктор Каменев

"Oblomov-Club"

29 апреля 2013 года