Уютная сказка под абажуром
Ульяновский драмтеатр представил публике первую премьеру 2013 года
Пьеса известного драматурга Надежды Птушкиной «Пока она умирала» ставилась на его сцене как «Рождественские грезы», однако по настоянию автора вернула свое оригинальное название. Впрочем, его мрачноватый оттенок не должен пугать - иронии в нем, как и в самом спектакле, гораздо больше, чем настоящей драмы.
На самом деле пьеса «Пока она умирала» уже неоднократно переименовывалась в российских театрах. При желании можно набрать не менее десятка вариантов ее названия, среди которых есть и «Старая дева», и «Мужчина к празднику», и «Любите при свечах». Но в любом случае пьеса востребована как на театральной сцене, так и на киноэкране - в 2000 году по ней был снят фильм «Приходи на меня посмотреть». Да и контраст жанра пьесы - лирическая комедия - и ее названия видится лишь на поверхности.
«Пока она умирала» в постановке Евгения Редюка - это добрая, легкая комедия со слегка неправдоподобным в обычной жизни сюжетом. Хотя… почему бы и нет? Почему случайная встреча не может стать не случайной, если всем героям этой истории так хочется любви?
Больше всех любви ждет дама преклонных лет Софья Ивановна в исполнении народной артистки России Кларины Шадько. Только не для себя, а для ее Татьяны (Ирина Янко), которая всю жизнь была «слишком послушной дочерью». Уже не надеясь на то, что дочь, наконец, встретит мужчину и выйдет замуж, Софья Ивановна почти торжественно объявляет Татьяне, что жить ей осталось совсем немного - день, ну от силы два. И тут в тихую, размеренную жизнь женщин с вечерним чтением Диккенса, овсянкой на ужин и абажуром над столом врывается герой Сергея Кондратенко Игорь. Стареющий ловелас ошибается адресом и неожиданно для себя понимает, что эти женщины могут стать его семьей и даже их овсянка - именно то, что нужно для его больного желудка. Татьяна пользуется моментом и представляет его как своего жениха, но вместо того чтобы успокоиться, Софья Ивановна сокрушается о новом - ведь дети ее уже не молоды, а это значит, что у нее никогда не будет внучки. Разумеется, вслед за придуманным женихом в семье появляется и подставная внучка - продавщица из овощного магазина Дина (Мария Прыскина).
Все сюжетные перипетии спектакля сопровождаются шутками, и благодаря им история не становится слишком авантюрной или сентиментальной. Союз режиссера Евгения Редюка и художника Ольги Соломко добавляет постановке камерности и домашнего уюта, а музыкальное оформление и падающий на заднем плане снег настраивают на лирический лад. Это вполне семейная постановка, выдержанная в жанре сказки для взрослых. И, несмотря на первоначальную спонтанность действия, зрителя ждут нехитрые, во многом предугадываемые повороты сюжета и даже желанный happy end: вместе с Софьей Ивановной настоящую семью обретают и Татьяна, и Игорь, и даже Дина, поначалу сбежавшая с семейными драгоценностями. И с появлением каждого нового члена семьи героиня «продлевает» себе жизнь - сначала на несколько недель, а потом и лет.
Анастасия Гайнутдинова
"Ульяновская правда"
5 марта 2013 года