Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

«Радоваться без соблазна…»

"Ульяновск-сегодня"
25 января 2013 г.

«Радоваться без соблазна…»

Анна Дулебова служит в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова уже четыре года, так что новичком на нашей сцене ее не назовешь. Причем, за это время ей удалось блестяще исполнить целый ряд центральных ролей. Неудивительно, что губернаторская стипендия для молодых актеров имени Бориса Александрова в этом году была вручена именно ей – в День памяти Мастера, 22 января.

- Я родилась далеко на Урале, в военном городке, - рассказывает Анна. – И была, можно сказать, «дочерью полка». Отец служил военным, мать работала врачом. Мы много раз переезжали с места на место, но родители папы жили в нашем городе, поэтому однажды мы переехали в Ульяновск. Артисткой я захотела стать только в последних классах школы, и пришла в театральную студию к Александру Куражеву. После чего поступила на актерское отделение в УлГУ на курс сначала к профессору ГИТИСа Якушкиной, а потом – к профессору Бармаку. Отучившись четыре года, пришла в театр «Еnfant terrible», где проработала год, а затем уже оказалась в драматическом. Таким образом, увлечение театром появилось у меня уже в довольно сознательном возрасте. В отрочестве же мне казалось, что театр – это место, где… барышни падают в обмороки, и только! Даже ходить на спектакли не хотелось. Не знаю, как в один прекрасный момент во мне возникла эта страсть…

- Театр – это страсть?

- Скорее, большая любовь.

- За несколько лет ты сыграла целый ряд довольно заметных ролей…

- Первой серьезной работой с Юрием Семеновичем Копыловым стала Анжелика в «Мнимом больном». Хотя, когда я только поступила в театр, была пьеса «Дорогая Памела», где я сыграла мошенницу, но это можно назвать пробой сил. Правда, в «Дорогой Памеле» было безумно приятно работать с Клариной Ивановной Шадько, которая отнеслась ко мне по-матерински. Еще Сергей Анатольевич Кондратенко ставил на малой сцене «Кошки-мышки»…

- Ты была «кошкой» или «мышкой»?

- Наверное, «кошкой»… которая потом стала «мышкой» - совершенно неожиданно и печально.

- Расскажи немного о героинях, сыгранных тобой в недавних «Незабудках» и «Месяце в деревне».

- Для меня было большой неожиданностью, когда мне с моей не самой миниатюрной комплекцией сначала дали играть девочку Сонечку, которой 18 лет, в «Незабудках». Режиссер вообще вел нас к цели довольно необычно. А потом приехал Сергей Анатольевич Морозов, и мне досталась роль Верочки, о которой я могла только мечтать. Работать с ним было безумно интересно и радостно. Приятно, что он оказал мне такое доверие.

-Мне кажется, эти героини чем-то похожи…

- Может быть, только вначале – чистотой, открытостью. Но потом в «Месяце в деревне» разворачиваются события, которые, конечно, меняют Верочку. Маленькая девочка становится мудрой женщиной. Мои героини мне очень близки, но я не думаю, что это уже какое-то амплуа…

- А кого еще хочется воплотить на сцене театра?

- Очень хотела бы сыграть Элизу Дулитл в «Пигмалионе», Ларису Огудалову в «Бесприданнице», Грушеньку в «Братьях Карамазовых». Есть и другие заоблачные мечты о ролях в инсценировках русских классических романов.

- Чем еще увлекаешься, кроме театра?

- Ничем. Театр занимает всю мою жизнь. Хотя, если считать увлечением книги, то чтение входит в круг моих любимых занятий. С другой стороны, мне кажется, что это часть профессии. Читаю Достоевского – это мой любимый автор. В связи с «Месяцем в деревне» перечитала много произведений Тургенева и безумно в него влюбилась. Из поэтов – Бунин, Цветаева. И еще, конечно, люблю произведения Льва Толстого. Пока я мало знакома с зарубежной литературой - меня постоянно тянет в русскую классику.

- Эталоны в профессии у тебя есть?

- Елена Соловей, Нонна Мордюкова, Ингрид Бергман, Джек Николсон, Аль Пачино…

- По ощущениям, тебе больше нравится играть на большой или на малой сцене? Я имею ввиду – здесь, в Ульяновском драматическом, или в «Еnfant terrible»?

- Это совершенно разные вещи, которые невозможно сравнивать. Два разных способа существования на сцене. И там, и тут нужно быть живым, эмоциональным человеком, но в камерном пространстве приходится все делать аккуратнее, потому что каждая мелочь заметна…

- Недавно сыграла новогоднюю сказку?

- У меня была роль девочки Вали. Валя – модельер, которая должна изготовить королевскую мантию в качестве новогоднего подарка. Она очень уверена в себе, но в результате получается конфуз. Хотя, конечно, в финале все завершилось хэппи-эндом.

- Стипендия имени Александрова стала для тебя неожиданностью?

- Очень приятной. Борис Владимирович не был моим педагогом, но, в какой-то степени, я являлась его ученицей, как зритель. Это был гениальный артист. Так отдаваться своему делу как он, должен каждый. Он присутствовал в театре повсюду. Жалею, что из скромности я в свое время почему-то не обращалась к нему с вопросами по профессии, как это делали другие.

- Свой первый выход на сцену помнишь?

- Это произошло во Дворце пионеров. Мы играли спектакль «Урок дочкам» по Ивану Андреевичу Крылову, и я была одной из двух этих дочек – Глафирой. Просто в эйфории пребывала в тот момент. А если брать еще более ранний период, то я занималась народными танцами в ансамбле «Волшебники» при ДК Железнодорожников. Там мы тоже частенько выходили на сцену, но в другом качестве.

- Любимые спектакли нашего театра у тебя есть?

- Самый любимый – «Три сестры». А если из тех, в которых занята я, то это, конечно, «Месяц в деревне». Верочка – пока самая значительная моя роль…

- Можешь определить свои жизненные принципы?

- Сразу вспоминаются два высказывания Льва Толстого. Одно - «радость жизни без соблазна есть предмет искусства». И другое, руководствоваться которым тоже кажется мне важным – о том, что у каждого искусства есть два отступления от пути – искусственность и пошлость, а между ними есть только одна узкая дорожка, которой и следует идти. Хотя Толстой все же считал искусственность страшнее пошлости – во всем, включая театр.

- А что такое, по-твоему, «радость жизни без соблазна»?

- Среди главных соблазнов – жажда славы или огромные деньги. Если то дело, которым ты занимаешься, приносит тебе бескорыстную радость, тогда и родится настоящее искусство. Мелочные страсти, безусловно, захватывают, но от них нужно избавляться, по мере возможностей. По крайней мере, они не должны быть самоцелью творческого человека…

Александр Филатов

"Ульяновск-сегодня"

25 января 2013 г.