Необъяснимо, как любовь
Последнюю премьеру 2012 года Ульяновский драмтеатр откровенно посвятил Новому году.
Спектакль получился легким, воздушным и искристым, как шампанское. И если в случае со спиртным главное – не перебрать, то в «Принцессе Турандот», пожалуй не переборщить с поисками скрытого смысла.
Известную сказку прославленного итальянского драматурга группа постановщиков решила в жанре репетиции.
Режиссером в ней выступает маска итальянского театра дель арто О – Ольга Новицкая. Она сразу предупреждает зрителей: если кто-то пришел узнать, как будет развиваться сюжет и поженятся ли главные герои, пусть уходит сразу. Все будет, как положено, и в финале будет свадьба. В дальнейшем О следит за сюжетом, предлагает и тут же осуществляет разные варианты его развития, а если актеров «вдруг» несет не туда, то направляет их в нужную сторону. В этом ей помогает Труффальдино (Антон Корнилов). Он со своими ужимками и комментариями, пожалуй, более других масок подчеркивает: происходящее на сцене есть лишь игра.
Может быть, именно стремление сделать из спектакля некий карнавал привело к тому, что главные герои не возвышаются над второстепенными.
Принц Калаф, конечно, появляется на сцене буквально в первые минуты спектакля, но он не величествен или хотя бы прекрасен. Взлохмаченный Калаф развенчан и осмеян. В этом непривычном, трогательном образе Денис Верягин даже более интересен, чемв привычном амплуа этакого красующегося героя или в образе, с которым он практически сжился – Ивана Александровича Гончарова. Этот принц-бродяга, которому удается разгадать все загадки Турандот и жениться на жестокосердной принцессе, проводит на сцене много времени. Но стоит появиться «китайскому» императору Альтоуму – и все внимание достается ему, настолько забавен в этой роли Денис Бухалов. Тарталья (Александр Лебедев) держится сторонним наблюдателем, но стоит ему выйти на авансцену – и публика оказывается в его власти. А перед выходом молчаливых евнухов О вообще останавливает действие, и на мгновение чудится, что вот они – главные герои! – и сейчас «режиссер» попросит публику позвать их, как кричат на новогоднем празднике дети: «Дед Мороз, Снегурочка, ау!».
Самый яркий образ на сцене создает разве что Дарья Долматова: ее жесткая и упорная в своих стремлениях Адельма – роль по сюжету не самая главная, но очень цельная.
Публику не призывают сопереживать героям, условность действия всячески подчеркивается. О в прологе обещает, что действо призвано разобраться, что же это за штука такая любовь. Но актерам это не удается, и смирение Турандот – Оксаны Романовой – перед этим чувством столь же внезапно, как и необъяснимо. Впрочем, как и сама любовь. По сути, перед зрителем две концовки: в «наши дни» Турандот отвергает Калафа, в «не наши» – принимает его. «Режиссер» О выбирает в качестве окончательного счастливый финал – и он как нельзя более кстати в канун Нового года.
В создании карнавальной атмосферы – заслуга не только московского режиссера Натальи Шумилкиной, работающей в Российском академическом молодежном театре. Многочисленным танцам и пластичному движению на сцене актеров учила балетмейстер московского цирка Никулина на Цветном бульваре Лика Шевченко.
Комплимент художнику по костюмам Кристине Константиновой, несколькими штрихами создавшей восточный колорит и обувшей «китайцев» в кеды.
Яркую и изобретательную музыку, в которой звучат шелест «рисовой» бумаги, шорох пересыпаемого риса и треск открывающегося веера, написал актер и композитор Иван Волков.
Анна Школьная
"Симбирский курьер"
13 декабря 2012 г.