Фантазия на тему Турандот
Турандот, принцесса китайская, появилась на свет в 1762 году, став главной героиней пьесы Карло Гоцци. Итальянский драматург утверждал, что он написал «театрально-трагикомическую китайскую сказку». Теперь эту сказку «расскажет» зрителям Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова.
Спектакль «Принцесса Турандот» ставит на ульяновской сцене столичный режиссер Наталья Шумилкина. Мы встретились с ней накануне премьеры.
— Чем сегодня может удивить нас «Принцесса Турандот»?
— В такие холодные, ветреные, пусть и бесснежные ноябрьские дни мы ставим сказку о сумасшедшей, невероятной, фантастической любви. Страсти, которые бушуют в этом спектакле, настолько зажигают, что хочется весны, хочется, чтобы природа просыпалась… Для меня театр — прежде всего праздник, буйство фантазии, возможность проявить свою фантазию и артистам, и режиссеру, чтобы пора-зить зрителя теми чувствами и мыслями, которые нас волнуют. В спектакле — все о любви. И наше главное послание: радуйте друг друга! Любите друг друга! Неважно при этом, верите ли вы в то, что сегодня существует любовь, или нет…
— Это ведь не первая попытка вашего сотрудничества с ульяновской драмой?
— Познакомилась с ульяновским театром шесть лет назад, собиралась работать над «Вестсайдской историей». Но не сложилось. И когда директор театра Наталья Никонорова позвонила мне и пригласила поставить яркий молодежный спектакль, где много музыки, движения, то я с радостью согласилась. Мы перешерстили целый список и остановились на «Принцессе Турандот». Сошлись на том, что это очень ответственно и где-то даже страшно, но для молодежи труппы было бы здорово сыграть такой спектакль. Первые же репетиции показали, что мы с актерами понимаем друг друга.
— И какими же предстанут перед нами персонажи Гоцци?
— Еще с первого приезда я запомнила молодых, красивых Дениса Верягина и Оксану Романову. Знала, что в ульяновский театр приехали артисты, с которыми тоже хорошо знакома, — Денис Бухалов и Сергей Чиненов. Ехала с мыслями, что главные герои у меня уже есть. Приехала и увидела… взрослых людей. Скажу вам: они хоть и стали взрослыми, но умудрились не постареть. Это самое главное. Потому что для сказки, которую мы делаем, важны азарт, творческое желание и хотение, игра. Если все это есть — можно работать.
Хочу сказать и про актрису Ольгу Новицкую. По семейным обстоятельствам она возникла в репетициях позже других. Все роли уже были распределены. Вошла девочка. И положила меня на две лопатки! Умная, интересная, энергичная, с сумасшедшим темпераментом. И появился неожиданный персонаж, который несет достаточную смысловую нагрузку, — она у нас и Турандот, и Калаф, и режиссер…
— Вместе с вами над постановкой работает и режиссер по пластике Анжелика Нечаева?
— Это наш первый совместный спектакль с Анжеликой. Она является хореографом цирка Никулина на Цветном бульваре. Умеет и танцевать, и делать цирковые трюки, и бои, и всяческие пластические вещи. А наш спектакль переполнен пластикой. Анжелика не любит стоять на месте. Поработав в цирке, созрела до театра. И тут как раз я ей позвонила: хочешь поработать над «Турандот»?
— Молодежный спектакль наверняка заинтересует молодую публику в зале. А старшее поколение волей-неволей вспомнит о знаменитой «Турандот» театра имени Вахтангова. И будет сравнивать…
— Думаю, зрители забудут о сравнении с первых же минут нашего спектакля. Мы играем в Китай. Точнее, в представление Гоцци о Китае. Ничего общего и похожего с прекрасным спектаклем вахтанговского театра у нас нет. Я даже больше сохранила сцен из пьесы Гоцци, чем в той постановке. Спектакль театра имени Вахтангова весь построен на импровизации и сумасшедших шутках персонажей-масок. И там, в общем-то, неважно, почему эта Турандот такая злая и жестокая и почему же в конце концов она влюбилась в Калафа. Тот спектакль не отвечал на эти вопросы, он просто рассказывал историю, которая и была предметом для возможности шутить, импровизировать и устроить праздник в холодные годы разрухи (спектакль поставлен в 1922 году. — Прим. авт.). В нашей сегодняшней жизни мы по-своему устраиваем праздник. Так что не ждите повторения.
… Итак, когда-то давно в Пекине жила жестокосердная красавица-принцесса. Ее любви добивались женихи со всего мира. Она же, ненавидя мужчин, всячески унижала их и даже казнила. И лишь отважный князь Калаф смог доказать ей, что не боится смерти. Он готов на все, лишь бы добиться любви Турандот.
Хотите увидеть эту историю? Приходите 8,9 декабря на премьеру «Принцессы Турандот» в Ульяновский драмтеатр.
СПРАВКА «НГ»
Наталья Шумилкина окончила режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Щукина и режиссерский факультет МИТРО (школа телевидения Останкино). В 1986—1997 годах служила в Российском академическом молодежном театре. Руководила Орским драматическим театром имени Пушкина. Преподает в Российской академии театрального искусства, руководит корпорацией «Росартгрупп», лауреат премии МУЗ ТВ «Лучшее концертное шоу 2005 года» — «Золотой граммофон».
Татьяна Альфонская
"Народная газета"
29 ноября 2012 г.