Тургеневские страсти по-питерски
В областной драме показали первый спектакль Сергея Морозова
В минувшую пятницу в Ульяновском драмтеатре сыграли премьеру - питерский режиссер Сергей Морозов поставил спектакль по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». «Вихрь любви» - а именно так автор постановки обозначил ее жанр - закружился 9 ноября, точно в день рождения классика. Говорят, совпадение этих дат режиссер и труппа обнаружили уже задним числом. Получилось, что сами того не подозревая, они сделали классику подарок.
«Месяц в деревне» - это красивый и технически сложный спектакль. Ульяновская сцена впервые за долгое время стала подвижной, и не раз в течение спектакля она будет кружить своих персонажей. Герои даже еще не заговорили, а зритель уже заворожен: сцена наполовину заполнена «туманом», на переднем плане прямо на ваших глазах сооружается воздушный змей, за белоснежным столиком в глубине сцены играют в карты, тут же раскачиваются качели на длинных канатах, неизвестно куда уходящих. Эти качели - один из главных символов спектакля, они - словно магнит для героев, и каждый, кто садится на них, становится ребенком, возвращается в те времена, когда можно было легко и свободно отдаваться своим чувствам.
Пожалуй, сложнее всего сделать это главной героине. Юлия Ильина в этом спектакле остается верна своему амплуа женщины, для которой любовь - не столько счастье, сколько испытание. Ее героиню Наталью Петровну мы видим на самом пороге бури, словно бы за секунду до того, как ее закружит «вихрь любви». Она еще пытается быть беззаботно-счастливой, ведь у нее есть все - любящий муж, сын и даже преданный друг. Но уже совсем скоро она начнет спрашивать себя: «Что со мной?», сама не догадываясь, что влюблена. И здесь Тургенев, а вместе с ним и Сергей Морозов, не морализирует - пусть эта ее любовь не невинна, но она отрывает героев и зрителей от быта, от ежедневной суеты.
Молодой учитель Беляев в исполнении вчерашнего студента и недавнего дебютанта ульяновской сцены Александра Лебедева - тот самый человек, который, по словам режиссера спектакля, должен «расширить амплитуду чувств» героини. Тот человек, который заставляет всех героев сменить пастельные тона одежд на яркие, дерзкие, сочные оттенки. Такая игра с цветом - легко читаемый, но от этого не менее интересный символ. Насыщенность нарядов по ходу спектакля становится своеобразным индикатором душевного напряжения героев. И если сначала Наталья Петровна лишь позволяет себе надеть алые бусы, то потом, после неудачных попыток сорвать их и избавиться от неожиданных чувств, выходит в ярком платье, украшенном маками. Такие метаморфозы происходят со всеми героями, и лишь один Беляев, напротив, надевает все белое. На время. Пока вихрь не закружит снова и снова не перемешает все на своем пути.
Сценографией и костюмами в этой постановке занималась Ирина Зайцева, которую Сергей Морозов привез с собой из Санкт-Петербурга. А из Москвы режиссер привез музыку композитора Григория Гоберника.
Дебютный спектакль с новым режиссером ульяновская труппа отработала добросовестно и, как признались сами артисты, с удовольствием. Возможно потому, что даже роли второго плана были тщательно проработаны. Это видно в ювелирной работе мастеров ульяновской сцены Владимира Кустарникова, Сергея Кондратенко, Ирины Янко и Геннадия Родионова. Каждый из них словно сыграл в спектакле маленький бенефис, за что получил свою долю аплодисментов.
Директор театра Наталья Никонорова отметила, что с приходом Морозова театр словно бы получил новое дыхание. Тех, кто согласен с ней в этом, она порадовала: с приглашенным режиссером ульяновская драма договорилась на постановку еще двух спектаклей.
Анастасия Гайнутдинова
Ульяновская правда
14 ноября 2012 г.