Спектакль – о полноте жизни
Спектакль «Месяц в деревне» по одноименной пьесе Тургенева ставит в Ульяновском театре драмы имени И.А. Гончарова санкт-петербургский режиссер Сергей Морозов.
- Что касается актерского состава, то распределение, наверное, отличалось бы от ожидаемого зрителями. Не совсем предсказуемо было назначение мной Юлии Ильиной на роль Натальи Петровны, - рассказывает Сергей Анатольевич. - Хотя она ровесница своей героини, но обычно этот персонаж играет дама намного старше. Не совсем типично и назначение Владимира Кустарникова на роль доктора Шпигельского – его тоже зачастую играют более дородные артисты. У меня были некоторые сомнения в выборе между хозяином и другом дома, Ракитиным и Ислаевым – Сергеем Чиненовым и Денисом Бухаловым, но в результате Бухалов стал Ракитиным, а Чиненов – Ислаевым. В спектакле предстоят два дебюта – студента Беляева репетирует Александр Лебедев, а воспитанницу Верочку и служанку Катю - Аня Дулебова и Маша Прыскина. Ирина Янко и Сергей Кондратенко репетируют небольшие и очень яркие работы – Анну Семеновну, маму Ислаева, и Афанасия Большинкова, жениха Верочки.
Хочу создать красивое, ансамблевое, воздушное действо. Сцена будет полностью открываться, и, по-моему, из идущего в Ульяновском театре репертуара это единственный спектакль с использованием сценического круга. Наше костюмное решение намеренно лишено конкретной исторической точности, потому что эта история, на мой взгляд, могла и может произойти в любом веке. Мы избрали принцип эклектики как художественного стиля. Хочу «заразить» зрителя той температурой переживаний, которая заложена в пьесе, ведь именно ее лишен наш сегодняшний день.
Для меня принципиальна фигура Беляева, который внес в жизнь этого имения свежий воздух свободы и обретения себя через прислушивание к природе. Редкий городской человек может бежать под дождем и получать от этого удовольствие. Или вставать босыми ногами на прохладную росу – это те вещи, которых мы сегодня лишены. Мы их забыли. Точно так же мы лишены каких-то чувственных переживаний. Спектакль начнется с каких-то пастельных красок, но потом должен принять острый, яркий, максимально экспрессивный характер. В нем будут и ревность, и боль, и обиды, и ненависть, и, конечно же, любовь как вихрь. Ведь сам Тургенев говорит, что любовь – это не нежность, это буря, которая охватывает и несет человека. Любовь – это болезнь. Однако именно эта сладкая болезнь, которая может принести и горькие страдания, одухотворяет человека и дает ему полноту жизни. Очень хочется найти в пьесе и вынести на сцену юмор, судьбу каждого персонажа – ансамбль для меня не в подыгрывании друг другу, а в том, чтобы каждый герой был индивидуальностью. Очень красивая декорация, в которой присутствуют даже воздушный змей и качели, на которых качаются персонажи. Именно качели во многом символизируют идею будущего спектакля «Месяц в деревне».
Александр Филатов
Народная газета