Наталья НИКОНОРОВА: Накануне открытия
Директор Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Наталья Никонорова рассказывает о том, что интересного ждет ульяновцев в новом театральном сезоне.
— Когда театр откроет занавес нового 227-го сезона?
— Мы откроем новый театральный сезон 1 сентября, в День знаний. Второй год совместно с министерством образования области мы реализуем проект, который так и называется «День знаний в театре Гончарова». В этом году старшеклассники ульяновских школ увидят премьерный спектакль, поставленный по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». Это последняя постановка народного артиста России Юрия Копылова, и мы посвятили ее памяти Мастера. В спектакле занята в основном молодежь нашего театра. В сентябре ульяновцы увидят также премьеру «Незабудок» по пьесе Улицкой с участием наших замечательных народных артисток РФ Клары Шадько и Зои Самсоновой. В октябре заслуженный артист РФ Евгений Редюк выпустит «Великодушного рогоносца» с целым созвездием наших актеров. А на малой сцене режиссер Максим Копылов покажет свой дебютный спектакль по Метерлинку «Слепые». Это будет необычная постановка, которую вполне можно отнести к «театру новых форм». Я уверена, что она, безусловно, заинтересует зрителей, которые любят театральные эксперименты. Уже в начале сентября мы отправимся на гастроли в Израиль, наш спектакль «Особо влюбленный таксист» получил приглашение на фестиваль «Театральный дивертисмент». Там нас ждут: в прошлом сентябре мы очень понравились израильскому зрителю, теперь программа будет более насыщенной — мы работаем в шести городах.
— А то, что коллектив уже полгода работает без художественного руководителя, как-то отражается на творческом состоянии театра?
— Театральный коллектив, который 25 лет работал под началом талантливого мастера, каким был Юрий Семенович Копылов, обречен на сложный поиск нового лидера. Мы должны найти или вырастить в своем коллективе руководителя, который был бы «одной с нами крови». При всех достоинствах Линаса Зайкаускаса, он оказался чужим человеком и для города, и для театра, не смог найти точек соприкосновения с коллективом и со зрителями. Его спектакли не захотела смотреть публика. За 40 лет работы в нашем театре я первый раз видела, как зрители уходили со спектаклей. Теперь станем делать иначе: прежде чем назначить режиссера на пост руководителя, мы будем давать ему постановку не одного, а нескольких спектаклей. А затем только принимать решение. Уже в октябре-ноябре вы увидите несколько премьер приглашенных режиссеров. Наталья Шумилкина из Московского молодежного театра репетирует «Принцессу Турандот», приедет для знакомства с труппой режиссер Сергей Морозов (тезка нашего губернатора) из Санкт-Петербурга. Прошли переговоры еще с тремя режиссерами.
— В прежних интервью вы не скрывали, что связываете надежды с молодым режиссером Максимом Копыловым, сыном Юрия Семеновича.
— У Максима большое будущее. У него один недостаток: он молод. Но это, как мы знаем, быстро проходит. Он много успел как актер, «на него» ходят зрители. Теперь он серьезно намерен заняться режиссурой, учится этой профессии у Сергея Яшина в Москве. В последней постановке Юрия Семеновича «Двенадцатая ночь» был ассистентом. Сейчас, как я уже говорила, осуществляет свой первый самостоятельный проект. Но как дальше сложится его судьба, зависит только от него.
— В последнее время театр стал часто ставить западные комедии. «Ужин с дураком» и «Особо влюбленный таксист» трудно отнести к высокой драматургии, которую проповедовал Юрий Копылов…
— Мне не стыдно ни за один наш спектакль. Ведь театр не просто удовлетворяет свои творческие интересы, он работает для зрителей. Каждый раз, приступая к формированию репертуарного плана на грядущий театральный сезон, приходится решать немало задач: нужно обязательно выпустить спектакль для детей, постановки, интересные молодежи, нужно поддержать то или иное направление драматургии. В нашем репертуаре, слава богу, достаточно классики. Еще живут на сцене постановки Юрия Копылова. Пользуются спросом спектакли режиссера Аркадия Каца. И нет ничего плохого, что наши зрители с удовольствием смотрят и веселые комедии, поставленные Евгением Редюком. Станиславский был прав, когда сказал: «Все жанры хороши, кроме скучного»…
Чего никогда не будет на ульяновской сцене, так это откровенного насилия и национализма… И еще, со сцены театра, носящего имя Гончарова, не должен звучать мат. Я не ханжа, поверьте, но это моя принципиальная позиция.
— Каким вам видится сегодня Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова?
— Высокопрофессиональный театр, который вызывает интерес у зрителей, известен за пределами региона и страны и имеет серьезную поддержку руководства региона.
— Не слишком ли пафосно звучит?..
— Мы же с вами о театре разговариваем: тут без пафоса никак… Потом, все сказанное — правда. Могу и факты при-вести. В том, что Ульяновск сегодня является театральным городом, большая заслуга нашего коллектива. Зрительный зал у нас всегда полон. Только за прошедший сезон наш коллектив побывал на престижных фестивалях в Армении, Сербии, Польше, Турции, был приглашен на гастроли в Израиль, а завершил 226-й театральный сезон в Сочи, на федеральном фестивале «Театральный Олимп». И везде наши спектакли получали признание и приглашения на новые фестивали и гастроли. А когда мы рассказываем коллегам из других городов, что ульяновских актеров наш губернатор отправляет каждое лето на отдых, что благодаря региональной поддержке они получают достойную зарплату и нам еще и квартиры дают, никто не верит!
Правительство области заинтересовано и в дальнейшей поддержке нашего фестивального движения. Ведь во многом благодаря нашим фестивалям «Герои Гончарова на современной сцене» и «Лицедей», которые проходят под патронатом Сергея Ивановича Морозова, благодаря таким проектам, как кинофестиваль «От всей души» и предстоящий форум «Культура и развитие», Ульяновск на карте России стал городом, открытым для встреч, поиска новых форм и серьезного культурного потенциала.
«Народная газета»
09.08. 2012