Между старой правдой и новой ложью
В России отмечают 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова, и в первую очередь на родине классика в Симбирске-Ульяновске. Кому хоть раз довелось побывать в Ульяновске, в Винновской роще, и увидеть обрыв, описанный Иваном Александровичем в последнем романе «Обрыв», тому сразу откроется тот емкий, символический смысл, что заложен писателем в название этого своеобразного литературного завещания.
Крутой, страшный, густо заросший деревьями и кустарником, обрыв пугает и влечет одновременно. Как пугает и влечет ощущение какой-то новой, неизведанной жизни…
«Как сильна наша литература, – писал Юрий Олеша, – если такой великолепный писатель, как Гончаров, ставился литературными мнениями и вкусами чуть ли не в конце первого десятка!» Эти слова были сказаны почти полвека назад, и понадобилась солидная юбилейная дата, чтобы имя Ивана Александровича Гончарова оказалось вновь на слуху.
Впрочем, к родному городу писателя этот упрек отнести никак нельзя. Вот уже в шестой раз здесь проводится Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене», которому уделяет серьезное внимание правительство Ульяновской области во главе с деятельным, энергичным губернатором Сергеем Морозовым.
Хозяева смотра – Ульяновский драматический театр имени Гончарова – показали два спектакля. Во-первых, «Обрыв», поставленный выдающимся режиссером и многолетним лидером театра Юрием Копыловым 12 лет назад (и тогда же удостоенный Государственной премии России) и бережно сохраненный труппой в память об ушедшем из жизни в нынешнем году большом художнике. Исполнитель роли Райского Алексей Кирилин уже несколько лет живет в Москве и успешно работает в Театре имени Гоголя. Но он постоянно приезжает в Ульяновск, чтобы сыграть эту роль. И хотя состав артистов основательно сменился (сегодня главные роли исполняют молодые артисты прославленной труппы, собиравшейся Юрием Копыловым как ценная коллекция), и само время внесло коррективы в трактовку романа, спектакль живет сильно и ярко. В основном благодаря не только режиссерскому прочтению современного конфликта «старой правды» и «новой лжи», но и работе актеров: Кларины Шадько (бабушка), Алексея Дурова (Тычков), Михаила Петрова (Тушин), Владимира Кустарникова (Егорка), Юрия Морозова (Козлов), Ирины Янко (Крицкая), Оксаны Романовой (Вера)...
Второй спектакль ульяновцев – «Фрегат «Паллада» (режиссер Сергей Тюжин, сценограф Фитрат Ахметшин) – привлекателен и интересен по форме, это когда зрители находятся в одном пространстве с артистами на палубе фрегата. Тем не менее инсценировка показалась во многом спорной, чересчур иллюстративной, не раскрывающей масштаба личности Гончарова, в роли которого молодой артист Денис Верягин порой теряется, не находя верные интонации и не постигая масштаба событий.
По-настоящему взволновал спектакль Мытищинского кукольного театра «Огниво» – «Обломов», в котором совершенно органичное взаимодействие куклы и актера рождало живой и сильный отклик в зрительном зале. Станислав Железкин поставил спектакль по удивительно точной инсценировке Татьяны Андреевой, поэтому слово и дух Гончарова проявляются в эстетической системе координат без какого бы то ни было насилия и измены вкусу. Замечательно владея пластикой кукол, актеры в «собственном обличии» играют вдохновенно и глубоко. Это можно сказать об Александре Едукове (Обломов), Сергее Котареве (Захар), Алексее Евдокимове (Штольц), Марии Кузнецовой (Ольга), Наталье Котляровой (Пшеницына).
Несколько озадачил спектакль из Германии – «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» по пьесе Михаила Угарова в постановке Григория Кофмана. В нем не было ничего от Гончарова, даже того малого, что содержится в пьесе современного драматурга. Каждым своим эпизодом он вызывал неприятие, а порой и раздражение, и только великолепно сыгранная Татьяной Кнат Агафья Матвеевна приковывала внимание и вызывала сочувствие. Отсутствие определенного жанра, смещение и «недоразвитость» характеров не создавали единого целого ни в прочтении, ни в воплощении...
И все же общее впечатление о фестивале оставалось радостным, поскольку мы открывали новые горизонты, проникаясь великолепием языка и твердостью нравственных позиций писателя. Удержаться бы на них в наше непростое время и сохранить для потомков.
Наталья Старосельская
"Трибуна"
27.06.2012