Режиссер Акоп Казанчян: «Я люблю, когда зритель раскрывается» Армянский режиссер представил ульяновскому зрителю свою постановку «Провинциальные анекдоты»
Идея о сотрудничестве художественного руководителя Ереванского ТЮЗа, председателя Союза театральных деятелей Армении Акопа Казанчяна с ульяновским драматическим театром появилась осенью прошлого года, когда Ереванский ТЮЗ принимал участие в Гончаровском театральном фестивале. И уже 10 января Акоп Казанчян приступил к работе над спектаклем «Провинциальные анекдоты» по одноименной трагикомической дилогии Александра Вампилова.
Сюжет спектакля действует интригующе: в провинциальной гостинице администратор грубо обошелся с одним из постояльцев и решил поинтересоваться, что этот человек – не нарвался ли? Оказалось, что гость – метранпаж из Москвы. Но кто такой метранпаж, не знает никто. Весь спектакль администратор пытается это выяснить и доводит себя чуть ли не до смерти от страха.
Интересна постановка своим актерским составом: в нем получилось соединение «новой крови» тетра и бывалого поколения артистов. Перед премьерой спектакля 18-19 февраля режиссер и актеры спектакля встретились с журналистами.
- Как вам наш город? Уютно ли вам здесь, может уже появились любимые места?
- Ульяновск мне очень понравился, это была любовь с первого взгляда, я вообще люблю Российские города такого типа. Считаю, что Россию надо познать в таких городах, вне Москвы. Мне очень нравится бульвар Венец на набережной и кафе на первом этаже в «Версале», я там долго сижу с сигарой и кофе. Вообще я очень люблю, когда вокруг многолюдно, и я никому не нужен - никто не обращает на меня внимание.
- Почему вы решили поставить спектакль именно по этой пьесе?
- Сначала задумал сделать не этот спектакль, но по рекомендации театра подыскал пьесу другого профиля. Я обожаю Вавилова, это потрясающий, великий автор, которого называют советским Чеховым. Сначала кажется, что он рассказывает очень простую историю, потом она превращается в жестокую трагикомедию. В этом, в принципе, заключается суть автора. Из-за ничего герой начинает переоценивать свою жизнь и приходит к очень нежелательным выводам. Это как в чеховских рассказах: герои умирают из-за ничего. В этом отношении Вавилов особенный, если учесть, что ему было всего 35 лет, как он мог так хорошо понять глубину человеческой души. Надеюсь, что завтра у нас состоится дружба со зрителем, потому что здесь очень хороший своеобразный зритель – он все еще любит классику. Великая русская культура начинает покидать человеческие натуры, а ведь общество без этой литературы, может превратиться в неполноценное.
- Почему спектакль идет недолго и без антракта?
- Длительность спектакля – один час двадцать минут без антракта. Мы просто не хотели туда ничего искусственно вводить, то есть, это то, что написал Вампилов. Но! Скажу вам по секрету при условии, что вы никому не скажете, мои спектакли в моем театре длится не более часа и без антракта. Я люблю, когда зритель открывается. Что телевидение делает с кино? Идет «Крестный отец» и тут же – реклама колготок, нельзя так делать. В кино в течение секунды пробегает 24 кадра, и иногда всего один кадр поправляет сцену – всего один кадр. А мы что делаем, на 15 минут прерываем – просто плюем на все: темпоритм спектакля, внутренние нервы, развитие - все, что положено для нормального произведения. Причем, реклама в основном с плохими актерами, очень плохо снята. Поэтому, я не люблю антракты. Знаю, что директоры театров со мной не согласятся.
- Каково вам было работать с ульяновскими актерами?
- Мне было очень приятно работать в этом театре, я приехал не для того, чтобы кого-то удивить, я приехал честно делать свою работу. Сегодня был последний прогон перед премьерой, мне показалось, что спектакль получился. Актеры отлично со мной сработались – союз состоялся. Это хорошая и сильная труппа: и женская, и мужская составляющая.
- Познакомившись теперь с нашими актерами, что бы вы хотели поставить в Ульяновском театре?
- Я бы хотел поставить Чехова, эта мысль возникла у меня еще в мой последний приезд в Ульяновск, поставил бы «Чайку». Я уже ставил ее, моя «Чайка» длится час десять минут, но это по мотивам, такая фантазия, но исключительно по Чехову.
Относительно работы с режиссером высказались и актеры-участники спектакля:
Полина Шабаева: Ближе к премьере были всплески волнения или это были попытки передать нам темперамент. Но работалось очень легко, репетиций было не так много, но – множество новых идей, которые хотелось скорее испробовать. Я приехала в Ульяновск в апреле, и этот проект стал для меня знакомством с коллективом, с новым режиссером и драматургией. С Вампиловым я сталкивалась только в дипломных работах.
Юрий Морозов: Было легко, Акоп нам сказал, что любит работать быстро, а наша труппа очень на это натренирована – в этом мы совпали, поэтому было очень легко. Тем более, Акоп дает свободу актеру.
Юрий Морозов – это и есть тот самый метранпаж, вокруг которого закручивается действие спектакля. Кто же знал, что он обычный наборщик из типографии?
Анна Корниенко
«Комсомольская правда в Ульяновске», 22.02.2012 г.