Анекдот вместо жизни
Главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты преодолеть невозможное, превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях?
Эти слова российского писателя Валентина Распутина вспомнились на очередной премьере спектакля театра драмы. Художественный руководитель Ереванского ТЮЗа Акоп Казанчян спустя много лет вернул на ульяновскую сцену драматурга Александра Вампилова – спектакль «Провинциальные анекдоты». Собственно, «анекдот» рассказан лишь один – «История с метранпажем». На сценах российских театров он обычно идет вместе с другой одноактной пьесой «Двадцать минут с ангелом» и имеет общее название «Провинциальные анекдоты».
Вещи, созданные в 60-х-начале 70-х годов, на первый взгляд, кажутся сегодня устаревшими. Но ставят их не для того, чтобы поностальгировать по прошлому. А, скорее, для того, чтобы понять, что в сущности люди мало изменились. И значит, прислушаться к нам, сегодняшним, – к себе и друг к другу: как живем, чем живем, что любим и ненавидим?
Странное и смешное происшествие случается с администратором провинциальной гостиницы Калошиным. Столкнувшись с командировочным Потаповым, метранпажем по профессии, он вынужден решить для себя «вселенскую» проблему. А кто же такой метранпаж? Газетчик, вор, донжуан, аферист? И чуть не сходит с ума от страха перед неизвестностью. А когда выяснил, что метранпаж всего лишь «мышь типографская, тля, букашка», и перепугался он до смерти «слова, звука, скрипа тележного», то стыд, позор...
Стечение обстоятельств – и анекдот превращается в трагикомический катарсис. И попутно вытаскиваются на свет божий людские слабости, пошлость мыслей и ничтожность поступков. «Провинция, ты тем и хороша, что защищаешь от распада личность», – писал в те же 70-е Евгений Евтушенко не то с иронией, не то с надеждой. У Вампилова провинция размывает личность до степени деградации. И, может, по причине того она провоцирует на нелегкие, болезненные раздумья о смысле человеческого бытия. А раствориться в провинциальной серости гораздо проще, чем думать. Потому что часто думы приводят к выводу, что «жизнь, собственно, проиграна»...
Спектакль понравился зрителям. Наша публика соскучилась по таким вот простым, житейским историям, где обыкновенные персонажи испытывают понятные страхи и чувства. Но вот этого вампиловского глубинного слоя – «жизнь проиграна» – актеры не сыграли. Как-то все мелковато… Но и в провинциальном анекдоте есть своя притягательность.
Ольга Савельева
«Народная газета», 22.02.2012 г.